Воздействие негативных факторов на человека и окружающую среду в курсе БЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

работа состоит из 2-х частей: теоретическая, где раскрывается понятие негативных факторов, их виды и характеристика; практическая - Методика обучения учеников на уроках ОБЖ тематике: «Воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду". глава включает разделы: Тематика обучения в 5-9 классах; Формы и методы обучения школьников; Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету; Пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия негативных факторов…..5
1.1. Понятие негативных факторов…………………………………….5
1.2. Виды негативных факторов, их характеристика…………………..9
Глава 2. Методика обучения учеников на уроках ОБЖ тематике: «Воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду»…..16
2.1. Тематика обучения в 5-9 классах…………………………………..16
2.2. Формы и методы обучения школьников…………………………..17
2.3. Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету……………………………………………….20
2.4. Пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»……………………………………………………..24
Заключение ……………………………………………………………….28
Список используемых источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

тема: «Воздействие негативных факторов на человека и окружающую среду в курсе БЖ»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

Проверил:

 

 

 

 

Чита 2014

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты воздействия негативных факторов…..5

1.1. Понятие негативных факторов…………………………………….5

1.2. Виды негативных факторов, их характеристика…………………..9

Глава 2. Методика обучения учеников на уроках ОБЖ тематике: «Воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду»…..16

2.1. Тематика обучения  в 5-9 классах…………………………………..16

2.2. Формы и методы обучения  школьников…………………………..17

2.3. Организация практических  занятий, внеклассной работы и  требования к рабочему кабинету……………………………………………….20

2.4. Пример проведения  урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье  человека»……………………………………………………..24

Заключение ……………………………………………………………….28

Список используемых источников………………………………………30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человек. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в т.ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.)

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т.ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Цель курсовой работы – анализ воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду в курсе ОБЖ (на примере 5-9 классов).

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие негативных факторов.
  2. Обобщить виды негативных факторов, их характеристика.
  3. Определить формы и методы обучения школьников.
  4. Проанализировать организацию практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету.
  5. Разработать пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Методы, используемые при написании курсовой работы: сбор, обобщение и анализ имеющегося материала по заявленной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты воздействия негативных факторов

 

    1. Понятие негативных факторов

 

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда обитания»1

В процессе эволюционного развития Мира, составляющие этой системы, непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду. Многие факторы среды обитания оказывают негативное воздействие на здоровье и жизнь человека. Степень негативного воздействия определяется уровнем их энергии, под которой понимается количественная мера различных форм движения материи.

В настоящее время перечень известных форм энергии существенно расширился: электрическая, потенциальная, кинетическая, внутренняя, покоя, деформированного тела, газовой смеси, ядерной реакции, электромагнитного поля и т.д. Всем формам энергии свойственна закономерность превращения их в другие формы. Все явления связаны законом сохранения энергии и тенденцией к снижению уровня энергии за счет перехода в другие формы. Снижение уровня энергии связано с выходом (утечкой) энергии. Неконтролируемый выход энергии порождает негативные факторы в окружающей среде.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос. Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.2

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями.

Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная среды. С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации.

Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия). Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при излечении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека.

Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Сферой наших научных интересовРезультаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

Негативные факторы, воздействующие на людей по происхождению подразделяются на естественные, то есть природные, и антропогенные - вызванные деятельностью человека.

Один и тот же опасный и вредный фактор может по своему действию относиться к различным группам.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек - среда обитания». Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

Защита от естественных опасностей - стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) - более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.

 

1.2. Виды негативных факторов, их характеристика

 

Антропогенные негативные факторы.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек - среда обитания». Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. Антропогенные опасности связаны с определённым видом деятельности человека. Называя профессию, мы сужаем перечень опасностей, грозящих человеку. Например, шахтёр подвергается одним опасностям, а оператор ПЭВМ - другим.

Антропогенные источники создаются человеком. В ходе научно-технической революции появились источники, обеспечивающие очень высокие уровни энергии, существенно расширился перечень известных форм энергии и их характеристика. Бурный рост энерговооруженности труда повлек расцвет энергетики и разработки энергетических ресурсов. В обществе появились колоссальные энергосистемы, представляющие совокупность источников энергии и устройств для ее передачи и распределения.

Концентрация в современном производстве источников энергии, высокие уровни энергии, использование ранее неизвестных форм энергии определяют растущую актуальность и важность проблемы безопасности в современном производстве. Высокие уровни используемой энергии, многообразие форм энергии существенно увеличили вероятность неконтролируемого выхода энергии, опасность воздействия негативных факторов на человека.

Информация о работе Воздействие негативных факторов на человека и окружающую среду в курсе БЖ