Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:21, курсовая работа
работа состоит из 2-х частей: теоретическая, где раскрывается понятие негативных факторов, их виды и характеристика; практическая - Методика обучения учеников на уроках ОБЖ тематике: «Воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду". глава включает разделы: Тематика обучения в 5-9 классах; Формы и методы обучения школьников; Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету; Пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия негативных факторов…..5
1.1. Понятие негативных факторов…………………………………….5
1.2. Виды негативных факторов, их характеристика…………………..9
Глава 2. Методика обучения учеников на уроках ОБЖ тематике: «Воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду»…..16
2.1. Тематика обучения в 5-9 классах…………………………………..16
2.2. Формы и методы обучения школьников…………………………..17
2.3. Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету……………………………………………….20
2.4. Пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»……………………………………………………..24
Заключение ……………………………………………………………….28
Список используемых источников………………………………………30
Учитывая особенности младшего и подросткового периода и содержание изучаемых тем для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:
– традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;
– широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;
– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);
– объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;
– закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;
– домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);
– использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.
2.3. Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету
Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.
Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.
Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.
Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.
Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.
Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности, совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.
Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.
Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:
- макет местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);
- макет современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.
При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты8.
Для более качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.
Витрины целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный набор экспонатов в витринах следующий:
- современные приборы радиационной и химической разведки;
- средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л-1 и ОЗК);
- средства медицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);
- средства пожаротушения;
- предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);
- гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений.
В общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные материалы.
Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Как поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».
Таким образом, для получения наибольшего эффекта от обучения необходимо комплексное обеспечение наглядным, дидактическим, техническим и иным материалом.
2.4. Пример проведения урока ОБЖ в 9 классе по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: изучение влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Задачи:
Материальное обеспечение урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Этап целеполагания.
- Французский философ
и писатель Мишель Монтень
писал: «Здоровье – это капитал,
данный человеку природой
- Как вы понимаете это высказывание?
- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека? (Необходимо подвести обучающихся к мысли, что сам человек является источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья.)
- Действительно, человечество
виновно во многих современных
проблемах, которые негативно влияют
на здоровье людей. Негативные
факторы окружающей среды, которые
создаются в ходе деятельности
человека, называются антропогенными.
Сегодня мы выясним влияние
антропогенных факторов на
3. Этап изучения нового материала.
- Загрязнение окружающей
среды – сложный процесс, связанный
с повседневной деятельностью
человека. В неблагоприятной
- В ходе групповой работы
ваша задача выяснить, что является
источниками загрязнения
Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся текстовый материал по одной из тем «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Шумовое загрязнение», «Электромагнитное загрязнение» (Приложение В). Результаты изучения текстового материала обучающимся необходимо оформить в таблице 1:
Таблица 1
Наименование антропогенного фактора |
Источники загрязнения |
Основные последствия загрязнения |
Загрязнение почвы |
||
Загрязнение воды |
||
Загрязнение воздуха |
||
Шумовое загрязнение |
||
Электромагнитное загрязнение |
Результаты групповой работы проверяются при помощи мультимедийной презентации и обсуждаются. Итоговая таблица оформляется обучающимися в тетрадях.
4. Этап первичного закрепления материала.
После изучения текстового материала на тему экологической обстановки в Забайкальском крае составляется экологическая карта края.
Зелёным цветом отмечаются города, имеющие самую загрязнённую атмосферу.
Синим цветом отмечаются водные объекты (реки и озёра), экология которых нарушена.
Жёлтым цветом отмечаются места вдоль побережья, которые несут наибольшую антропогенную нагрузку.
5. Итог урока.
А.В. Яблоков писал: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».
- Объясните данное высказывание.
- При выполнении домашнего
задания ваша задача
Заключение
В основе возникновения негативных воздействий на человека и природную среду лежит неравновесное состояние материального мира и прежде всего различия в энергетических характеристиках его компонентов, в уровнях тепловой, кинетической, электромагнитной и прочих видов энергии.
Информация о работе Воздействие негативных факторов на человека и окружающую среду в курсе БЖ