Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1. Теоретические аспекты возрастной динамики школьной тревожности
1.1 Школьная тревожность как психолого- педагогические проблемы 6-13
1.2 Особенности возрастной динамики школьной тревожности у подростков 14-21
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности 12-17 лет
2.1 Описание и результат диагностики возрастной динамики школьной тревожности у подростков 22-25
2.2 Анализ результат исследования возрастной динамики школьной тревожности у подростков 26-32
Заключение 33-34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 411.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

 

 

 

Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Курсовая работа

 

 

 

                                                                                Исполнитель: Гербзомер М.В

                                                                       студентка 411 группы

заочного отделения ФППО

 

 

Научный руководитель:

Репина Н.И

к.п.н, доцент кафедры возрастной

педагогики и психологии                                                          

                                                           

 

                                                                        

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2014

 

 

Содержание

 

Введение               3-5

Глава 1.

Теоретические аспекты возрастной динамики школьной тревожности

 

1.1

Школьная тревожность как психолого- педагогические проблемы

            6-13

                1.2

Особенности возрастной динамики школьной тревожности у подростков

          14-21

Глава 2.

Эмпирическое исследование школьной тревожности 12-17 лет

 

2.1

Описание и результат диагностики возрастной динамики школьной тревожности у подростков

          22-25

                2.2

Анализ результат исследования возрастной динамики школьной тревожности у подростков

          26-32

Заключение       33-34

Список использованных источников 35

Приложение  36-42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние — свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами — условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная)

 

Актуальность исследования заключается в изучение проблемы  взаимосвязь личности тревожности у подростков с самооценкой и статусным положением в группе способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально- психологических условий эмоционального развития в подростковом возрасте.

Проблема исследования связана с поиском возрастной динамикой тревожности у подростков.

Объект исследования: развитие школьной тревожности у подростков.

Предмет исследования: возрастная динамика школьной тревожности у подростков.

Цель исследования: дать теоретическое и эмпирическое обоснование возрастной динамике тревожности у подростков.

 Задачи исследования:

  • выявить особенности развития возрастной динамики школьной тревожности у подростов.
  • Выявить возможности школьной тревожности у подростков.
  • Изучить уровень развития возрастной динамики школьной тревожности у подростков.
  • Разработать технологию развития школьной тревожности у подростков.

Практическое значение заключается в том, что разработанная технология может быть использована педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты возрастной динамики школьной тревожности

1.1. Школьная тревожность  как психолого- педагогические проблемы

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу – событие чрезвычайно значимое1. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе?

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима.

Довольно высокий уровень школьной тревожности детей и, кстати, снижение у них самооценки характерны для периода поступления детей в школу. Напомним, что адаптационный период в первом классе продолжается обычно от одного до трех месяцев. После этого, как правило, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка стабилизируются.

Таким образом, выделять детей со школьной тревожностью и начинать с ними работу, с нашей точки зрения, целесообразно лишь во второй четверти. Это, конечно, не исключает специальной работы по оптимизации прохождения ребенком адаптационного периода.

Детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время – до 30–35%2.

Как известно, в подавляющем большинстве школ дети в этот период учатся без отметок, что, казалось бы, должно способствовать снижению тревожности. Однако это не совсем так.

Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

"Школьная фобия" обозначает  крайнюю форму страха перед  посещением школы. Она может и  не сопровождаться телесными  симптомами, но без медицинской  помощи в таком случае обойтись  трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма  эмоционального неблагополучия. Но  она может перерасти и в  гораздо более серьезную форму3.

В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе4.

- Сравнительно высокий  уровень обучаемости. При этом  учитель может считать такого  ребенка неспособным или недостаточно  способным к учению.

- Эти школьники не могут  выделить в работе основную  задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать  одновременно все элементы задания.

- Если не удается сразу  справиться с заданием, тревожный  ребенок отказывается от дальнейших  попыток. Неудачу он объясняет  не своим неумением решить  конкретную задачу, а отсутствием  у себя всяких способностей.

- На уроке поведение  таких детей может казаться  странным: иногда они правильно  отвечают на вопросы, иногда молчат  или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

- При указании тревожному  школьнику на его ошибку странности  поведения усиливаются, он как  бы теряет всякую ориентацию  в ситуации, не понимает, как можно  и нужно себя вести.

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д.

Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы.

Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям, и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей.

Сложность психокоррекционной работы с тревожными учащимися состоит в том, что тревожность как устойчивое личностное образование находится в конфронтации с такими сущностными личностными потребностями, как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Видимо, с этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно5.

Исходя из сказанного, мы считали необходимым для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса принять следующие меры.

Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков