Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1. Теоретические аспекты возрастной динамики школьной тревожности
1.1 Школьная тревожность как психолого- педагогические проблемы 6-13
1.2 Особенности возрастной динамики школьной тревожности у подростков 14-21
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности 12-17 лет
2.1 Описание и результат диагностики возрастной динамики школьной тревожности у подростков 22-25
2.2 Анализ результат исследования возрастной динамики школьной тревожности у подростков 26-32
Заключение 33-34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 411.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Более высокий процент испытуемых, а именно, 50% (10 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 5 школьников (25% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

50% (10 школьников) испытывают  сильный, и 25% (5 школьников) – менее  сильный страх в ситуации проверки  знаний. Скорее всего, это объясняется  тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним  завышенные требования, вследствие  чего, могут негативно оценить  их, а негативные оценки, как говорилось  выше, крайне болезненны для подростков  и представляют угрозу их положению  среди сверстников, самооценке. Возможно  и то, что эти школьники настолько  неуверенны в себе, собственных  знаниях и силах, что само ожидание  проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит  только негативные эмоции.

Так же, 25% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.

У 65% испытуемых (13 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 25% испытуемых (5школьников).

10% испытуемых (2 человека) не  испытывают проблем и страхов  в отношениях с учителями.

Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (3 человека, 15%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера. Также 20% испытуемых, что составляет 2 школьника, склонны к данным особенностям.

75% испытуемых, 15 школьников  имеют нормальную физиологическую  сопротивляемость стрессу, что свидетельствует  о том, что возможные предпосылки  для возникновения тревожности  у них не физиологического, а  социального плана, то есть страх  самовыражения, боязнь оценок и  трудности в межличностных контактах.

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой  к урокам;

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают  высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями  родителей;

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем  и родителями успехов ребенка.

Выводы :

В результате исследования было определено, что уровень проявления тревожности у детей подросткового возраста находится на нормальном уровне.

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой  к урокам;

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают  высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями  родителей;

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем  и родителями успехов ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.

Формирование моральных норм поведения. Активной жизненной позиции возможно при положительных взаимоотношениях в коллективе сверстников; негативные отношения отрицательно влияют на общее развитие подростка, дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут быть искаженные взаимоотношения в среде взрослых, приводящие к дальнейшему развитию отрицательных черт личности.Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению.От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого. Нужно помнить, что отношения со взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.От общения всё в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в  школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального  стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности  в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

сумма = 6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

сумма = 6

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; 

сумма = 5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28;

сумма = 5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47;

сумма = 8


 

 

 

Ключи к заданиям

1 -

7-

13-

19-

25+

31-

37-

43+

49-

55-

2-

8-

14-

20+

26-

32-

38+

44+

50-

56-

3-

9-

15-

21-

27-

33-

39-

45-

51-

57-

4-

10-

16-

22+

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11+

17-

23-

29-

35+

41+

47-

53-

 

6 -

12-

18-

24+

30+

36+

42-

48-

54-

 

 

Текст опросника

1.  Трудно ли тебе  держаться на одном уровне  со всем классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается  проверить, насколько ты знаешь  материал?

3.  Трудно ли тебе  работать в классе так, как  этого хочет учитель?

4.  Снится ли тебе  временами, что учитель в ярости  от того, что ты не знаешь  урок?

5.  Случалось ли, что  кто-нибудь из твоего класса  бил или ударял тебя?

6.  Часто ли тебе  хочется, чтобы учитель не торопился  при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он  говорит?

7.  Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

8.  Случается ли с  тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что боишься  сделать глупую ошибку?

9.  Дрожат ли у тебя  колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.  Часто ли твои  одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные  игры?

11.  Случается ли, что  тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.  Волнует ли тебя  вопрос о том, не оставят ли  тебя на второй год?

13.  Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делается  выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14.  Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15.  Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не  хочет делать то, чего хочешь  ты?

16.  Сильно ли ты волнуешься  перед тем, как начать выполнять  задание?

17.  Трудно ли тебе  получать такие отметки, каких  ждут от тебя родители?

18.  Боишься ли ты  временами, что тебе станет дурно  в классе?

19.  Будут ли твои  одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при  ответе?

20.  Похож ли ты на  своих одноклассников?

21.  Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

22.  Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в  том, что все хорошо запомнишь?

23.  Снится ли тебе  иногда, что ты в школе и  не можешь ответить на вопрос  учителя?

24.  Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25.  Работаешь ли ты  более усердно, если знаешь, что  результаты твоей работы будут  сравниваться в классе с результатами  твоих одноклассников?

26.  Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.  Боишься ли ты  временами вступать в спор?

28.  Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель говорит, что  собирается проверить твою готовность  к уроку?

29.  Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли кто-нибудь  из твоих друзей, что ты хочешь  выслужиться?

30.  Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята  относятся с особым вниманием?

31.  Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.  Как ты думаешь, теряют  ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34.  Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35.  Доволен ли ты  тем, как к тебе относятся учителя?

36.  Помогает ли твоя  мама в организации вечеров, как  другие мамы твоих одноклассников?

37.  Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе  окружающие?

38.  Надеешься ли ты  в будущем учиться лучше, чем  раньше?

39.  Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу так же  хорошо, как и твои одноклассники?

40.  Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41.  Обладают ли способные  ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят  в классе?

42.  Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43.  Доволен ли ты  тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.  Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один  на один с учителем?

45.  Высмеивают ли временами  твои одноклассники твою внешность  и поведение?

46.  Думаешь ли ты, что  беспокоишься о своих школьных  делах больше, чем другие ребята?

47.  Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот  расплачешься?

48.  Когда вечером ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49.  Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50.  Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51.  Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда  учитель говорит, что собирается  дать классу задание?

52.  Пугает ли тебя  проверка твоих знаний в школе?

53.  Когда учитель говорит, что собирается дать классу  задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.  Снилось ли тебе  временами, что твои одноклассники  могут сделать то, чего не можешь  ты?

55.  Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, что  твои одноклассники понимают  его лучше, чем ты?

56.  Беспокоишься ли  ты по дороге в школу, что  учитель может дать классу  проверочную работу?

57.  Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.  Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед  всем классом?

 

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

1. Общая тревожность в  школе

6

4

10

2.Переживание социального  стресса

10

3

7

3.Фрустрация потребности  достижения успеха

5

10

5

4. Страх самовыражения

8

5

7

5. Страх ситуации проверки  знаний

5

10

5

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

4

4

12

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

15

2

3

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2

5

13

Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков