Выдающиеся педагоги России XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

1. Константин Дмитриевич Ушинский
2. Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души
3. Николай Федорович Бунаков

Файлы: 1 файл

Педагоги России.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Константин Дмитриевич Ушинский

 

Константин  Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) родился в Туле, а свое детство  и отрочество в имении отца около  города Новгород-Северска. В 1840 г он поступил на юридический факультет  Московского университета. В студенческие годы Ушинский начал серьезно задумываться о распространении грамотности среди народа. В это время он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета 22-летний Ушинский был назначен исполняющим  обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление  на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Поэтому профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания  К. Д. ушинского. Работая в 1854 – 1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

 С 1859 по 1862 г. Ушинский  работал в качестве инспектора  классов Смольного института  благородных девиц, в котором  также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Но прогрессивная деятельность Ушинского в Смольном институте  вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. И в 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

 Все, перенесенное  в России, тяжело отразилось на  здоровье Ушинского, обострило  давнюю болезнь легких. Но, несмотря  на тяжелую болезнь, он усиленно  работал за границей: тщательно  и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу «Родное слово», а в 1867 г. появилось главное его произведение «Человек как предмет воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

 Тяжелая болезнь,  напряженная общественно-педагогическая  работа, вызывавшая резко отрицательное  отношение правящих кругов, подорвали  силы талантливого педагога и  ускорили его смерть и 22 декабря  1870 г. Его не стало.

Главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского является мысль о народности воспитания. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого  народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

 Ушинский создал  теорию дошкольного воспитания, в основу которой положил идею народности. По его мнению, лучшим выражением народности является родной язык Поэтому он упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Ведь усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Ушинский много работал  над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса  начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному  языку в народной школе, чтобы  превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Он считал основным свойством  детей дошкольного возраста жажду  деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

Необходимым условием самостоятельного познания ребенком окружающего мира, по его мнению, является наглядность. Он показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Поэтому в развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он также указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей – русским народным сказкам, пословицам, прибауткам и загадкам.

Огромное воспитательно-образовательное  значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного  человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

 К.Д. Ушинский придавал  важное значение смене умственного  труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.д.

В деле воспитания детей  дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе. Он считал, что общение детей с  природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

 Эстетическое воспитание  Ушинский ставил в прямую связь  с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям.

 Ушинский высоко  оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный колектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование.

 Эстетически воспитывают  детей, прививают им любовь  к родине также произведения  народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные  для понимания, художественные  рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.  Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 Историческая заслуга  К.Д. Ушинского заключается в  том, что он изложил в соответствии  с научными достижениями того  времени психологические основы  дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Он также обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов.

 К.Д. Ушинский является  основоположником оригинальной  русской педагогики, в частности  дошкольной педагогики. Он внес  ценнейший вклад в развитие  мировой педагогической мысли.вич  Ушинский (1824 – 1870) родился в Туле, а свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. В 1840 г он поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы Ушинский начал серьезно задумываться о распространении грамотности среди народа. В это время он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

 По окончании университета 22-летний Ушинский был назначен  исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Поэтому профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах.

 Общественно-педагогическое  движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. ушинского. Работая в 1854 – 1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

 С 1859 по 1862 г. Ушинский  работал в качестве инспектора  классов Смольного института  благородных девиц, в котором  также провел коренные реформы:  объединил самостоятельно существовавшие  отделения для дворянских и  мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Но прогрессивная деятельность Ушинского в Смольном институте  вызвала большое недовольство у  придворных, руководивших учреждением. И в 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

 Все, перенесенное  в России, тяжело отразилось на  здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу «Родное слово», а в 1867 г. появилось главное его произведение «Человек как предмет воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть и 22 декабря 1870 г. Его не стало.

Главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского является мысль о  народности воспитания. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал  своеобразие каждого народа, обусловленное  его историческим развитием, географическими, природными условиями. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная  соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

Ушинский создал теорию дошкольного  воспитания, в основу которой положил  идею народности. По его мнению, лучшим выражением народности является родной язык Поэтому он упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Ведь усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Информация о работе Выдающиеся педагоги России XIX века