Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:54, реферат
1. Константин Дмитриевич Ушинский
2. Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души
3. Николай Федорович Бунаков
Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.
Необходимым условием
Огромное воспитательно-
Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детейК.Д. Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.д.
В деле воспитания детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе. Он считал, что общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.
Эстетическое воспитание
Ушинский ставил в прямую
Ушинский высоко оценивал
значение хорошего пения как одного
из средств эстетического
колектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование.
Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д. Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Историческая заслуга
К.Д. Ушинского заключается в
том, что он изложил в
К.Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли.
Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «... Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.
Конечно же, идея
свободного воспитания была
Педагогическое творчество писателя можно разделить на два больших периода:
- первый охватывает 60-70-е
гг. (создание Яснополянской школы,
- второй – включает
последние 30 лет жизни, когда
кристаллизуется религиозно-
Итак, педагогическая деятельность Толстого началась с 1859 года, когда он учил грамоте крестьянских детей «Ясной Поляны». Яснополянская школа явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность этой школы – одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в.
Л.Н. Толстой горячо
пропагандировал необходимость
самого бережного,
Л.Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.
В яснополянской
школе, которая основывалась
Учащиеся делились на три класса:
1) младший;
2) средний;
3) старший.
Домашние задания
не практиковались, т.к. всё выполнялось
в школе. Основной метод
Кстати, Толстой в
своей школе он допускал такой
условный порядок и
С 1861 года школа
была реорганизована, и в её
основу был положен принцип
свободного творчества детей,
реализующийся при помощи
- учителя не имеют
права принудительно
- в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться.
дело учителя – следовать и развивать природу ребёнка.
Эти положения нашли
отражение в педагогических
Толстовская «Азбука», изданная в 1962 году, – это комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.
В 1875 году вышли
в свет переработанная Толстым
«Новая азбука» и четыре «
Сообщение учащимся
широкого круга знаний и
Большое место великий
писатель отводит принципу
Особое место в
дидактических взглядах
В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.
Конечно же, в педагогических
взглядах Л.Н. Толстого
Николай Федорович Бунаков
Видным педагогом начальной школы второй половины XIX века был Николай Федорович Бунаков (1837—1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Как теоретик-методист русского языка и практический работник начальной школы, он в 70—80-х годах XIX века руководил летними учительскими съездами и курсами в ряде губерний, которые использовал для пропаганды передовых педагогических идей. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей.
Н. Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее.
Его методическая работа
«Родной язык, как предмет обучения
в начальной школе с
Бунаков был сторонником
звукового аналитико-
С 1884 года Бунаков поселился в своем небольшом имении в селе Петине Воронежской губернии и на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользовались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых.
Бунаков был организатором
одного из первых в России самодеятельных
крестьянских театров (1888). Из окончивших
Петинскую школу был создан под
руководством самого Бунакова драматический
кружок, в репертуар которого входили
классические русские и иностранные произвед