Выдающиеся педагоги России XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

1. Константин Дмитриевич Ушинский
2. Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души
3. Николай Федорович Бунаков

Файлы: 1 файл

Педагоги России.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Ушинский много работал над  тем, чтобы определить основное направление  и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

 Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

 Необходимым условием самостоятельного  познания ребенком окружающего  мира, по его мнению, является  наглядность. Он показал тесную  связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Поэтому в развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он также указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей – русским народным сказкам, пословицам, прибауткам и загадкам.

Огромное воспитательно-образовательное  значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место  в педагогике Ушинского, оно, по его  мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детейК.Д. Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.д.

В деле воспитания детей  дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе. Он считал, что общение детей с  природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

 Эстетическое воспитание  Ушинский ставил в прямую связь  с нравственным воспитанием детей  дошкольного возраста. Детскими  чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям.

Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный

колектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического  воспитания и общего умственного  развития детей считал он и рисование.

Эстетически воспитывают  детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д. Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 Историческая заслуга  К.Д. Ушинского заключается в  том, что он изложил в соответствии  с научными достижениями того  времени психологические основы  дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как  надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Он также обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов.

К.Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души

 

 

Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «... Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

 

 Конечно же, идея  свободного воспитания была глубоко  противоречивой, антинаучной. В действительности  воспитание — организованный, целенаправленный  процесс, имеющий определенные  задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

 

 Педагогическое творчество  писателя можно разделить на  два больших периода:

 

- первый охватывает 60-70-е  гг. (создание Яснополянской школы,  издание журнала «Ясная поляна», составление учебных пособий – «Азбуки» и «Новой азбуки»);

 

- второй – включает  последние 30 лет жизни, когда  кристаллизуется религиозно-нравственное  вероучение и предпринимаются  попытки его адаптации к образовательным  процессам.

 

 Итак, педагогическая деятельность Толстого началась с 1859 года, когда он учил грамоте крестьянских детей «Ясной Поляны». Яснополянская школа явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность этой школы – одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в.

 

 Л.Н. Толстой горячо  пропагандировал необходимость  самого бережного, внимательного  и любовного отношения педагогов  к личности ребенка, его потребностям  и интересам, к его творчеству  и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики.

 

 Л.Н. Толстой был  замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.

 

 В яснополянской  школе, которая основывалась на  уважении личности ребёнка, развитии  его активности и самостоятельности,  применялась следующая форма  занятий – свободная беседа учителя с учеником. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме художественных рассказов.

 

 Учащиеся делились  на три класса:

 

1) младший;

 

2) средний; 

 

3) старший.

 

 Домашние задания  не практиковались, т.к. всё выполнялось  в школе. Основной метод обучения  – живое слово учителя (рассказ,  беседа).

 

 Кстати, Толстой в  своей школе он допускал такой  условный порядок и своеобразный  режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т.д.

 

 С 1861 года школа  была реорганизована, и в её  основу был положен принцип  свободного творчества детей,  реализующийся при помощи преподавателей. В начале 60-х годов начинает выходить педагогический журнал «Ясная поляна» и Толстой выступает с критикой традиционной школы. Вот его утверждения:

 

- учителя не имеют  права принудительно воспитывать  детей в духе принятых принципов;

 

- в основу образования  должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться.

 

 дело учителя –  следовать и развивать природу  ребёнка. 

 

 Эти положения нашли  отражение в педагогических статьях  Толстого «О народном образовании», в учебниках для начальной  школы – «Азбука», «Новая Азбука» и четыре книги для чтения.

 

 Толстовская «Азбука», изданная в 1962 году, – это комплекс  учебных материалов из четырех  книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий  мир. Художественно обогащая, она  раскрывала основные понятия  физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

 

 В 1875 году вышли  в свет переработанная Толстым  «Новая азбука» и четыре «Книги  для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

 

 Сообщение учащимся  широкого круга знаний и развитие  творческих сил ребенка, его  инициативы и самостоятельности  такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

 

 Большое место великий  писатель отводит принципу сознательности  и активности. Обучение, как справедливо  утверждал Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».

 

 Особое место в  дидактических взглядах Толстого  занимает принцип связи обучения  с жизнью. Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

 

 В школьные учебники  Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

 

 Конечно же, в педагогических  взглядах Л.Н. Толстого имеются  глубокие противоречия, крайности.  Однако в его педагогических  высказываниях и педагогической  деятельности было также много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики.

 

 

Николай Федорович Бунаков

 

 

Видным педагогом начальной  школы второй половины XIX века был  Николай Федорович Бунаков (1837—1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Как теоретик-методист русского языка и практический работник начальной школы, он в 70—80-х годах XIX века руководил летними учительскими съездами и курсами в ряде губерний, которые использовал для пропаганды передовых педагогических идей. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей.

 

Н. Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного  чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее.

 

Его методическая работа «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также его «Азбука  и уроки чтения» пользовались большой известностью среди учителей.

 

Бунаков был сторонником  звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и страстным  защитником идеи всеобщего обучения.

 

С 1884 года Бунаков поселился  в своем небольшом имении в  селе Петине Воронежской губернии и  на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользовались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых.

 

Бунаков был организатором  одного из первых в России самодеятельных крестьянских театров (1888). Из окончивших Петинскую школу был создан под  руководством самого Бунакова драматический  кружок, в репертуар которого входили  классические русские и иностранные произведения (А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Мольера и других).

Информация о работе Выдающиеся педагоги России XIX века