Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников.
Задачи исследования:
выполнить анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
проанализировать психолого – педагогические особенности старшего дошкольного возраста с позиции развития самосознания и выделить особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
изучить особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1: Теоретические основы самосознания детей старшего дошкольного возраста
1. Сущность понятий «сознание» и «самосознание»
2. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
3. Психологические исследования по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1: Теоретические основы самосознания детей старшего дошкольного возраста
Введение
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Проблема самосознания достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самосознания в старшем дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.
По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях [13]. Именно в этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребёнка.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы особенности развития самосознания старших дошкольников.
Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников.
Объект исследования - процесс самосознания старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности развития самосознания старших дошкольников.
Задачи исследования:
Гипотеза: Мы предполагаем, что выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников возможно при определённых условиях:
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование. В исследовании были использованы следующие методики: Методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская); методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан) направленная на выявление отношения к себе у детей.
Методологическую основу нашего исследования составили: положение С.Л. Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности, и включается в процесс развития;[2] положение А.Г. Спиркина о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание.[3]
Опытно – экспериментальная база: исследование проводилось на базе…
Этапы исследования:
На первом этапе был
осуществлён теоретический
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего__ источников, а так же из __ приложений.
Во введении обосновывается актуальность, сформированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, указаны этапы исследования и структура работы.
В Главе 1 представлен теоретический анализ научной литературы, посвящённый психолого – педагогической проблеме исследования самосознания у старших дошкольников. Во 2 – ой Главе описан ход и результаты исследования. В заключении сделаны основные выводы по результатам курсовой работы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Изучая проблему развития самосознания старших дошкольников, Мы познакомились с трудами следующих учёных: М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.
Остановимся на важных для нашего исследования положениях. Прежде всего, рассмотрим понятие «сознание».
По определению Л.Д. Столяренко сознание – это высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности [1].
Так же автор выделил следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Эпицентром сознания, по мнению автора, является сознание собственного «Я». Сознание имеет следующие функции: отражательную и порождающую.
По мнению А.Г. Спиркина, «сознание
– это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в
обобщённом, оценочном и целенаправленном
отражении и конструктивно-
Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание - не существующая в реальности фикция [14].
Л. С. Выготский пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик" . "Сознание есть как бы контакт с самим собой" [4]. Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения [4].
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание - образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание". По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире" [5].
По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [9].
Суммируя всё сказанное
выше об определении понятия «сознание»
- сознание характеризуется
способностью человека
- человек обобщенно отражает окружающую действительность и , используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
- люди способны предвосхищать и планировать своё поведение, ставить и достигать жизненные цели;
- мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.
Существуют различные подходы к рассмотрению свойств сознания. Рассмотрим один из них.
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:
* построение отношений;
* познание;
* переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий [7].
При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве "суперпозиции функциональных органов".
С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который гласит: «…психические свойства личности и её поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами» [8].
В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: "Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание... В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство - это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности - это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер... Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм - вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации» [16] .
Информация о работе Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников