Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников.
Задачи исследования:
выполнить анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
проанализировать психолого – педагогические особенности старшего дошкольного возраста с позиции развития самосознания и выделить особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
изучить особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Теоретические основы самосознания детей старшего дошкольного возраста
1. Сущность понятий «сознание» и «самосознание»
2. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
3. Психологические исследования по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Самосознание (Автосохраненный).docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

С возрастом самооценка становится всё более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально  она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх  с правилами, где наглядно можно  увидеть и сравнить свой результат  с результатом других детей. Имея реальную опору 6 рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у ребёнка складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

 

 

 

Эгоистическая позиция заключается  в том, что ребенку безразличны  другие дети, а его интересы сосредоточены  на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники  с такой позицией ничего не знают  о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые  приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для  самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция  состоит в том, что ребенок  понимает: чтобы тебя любили, уважали  и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят  и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к  самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень  чувствителен к внутреннему состоянию  других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что  имеет, помогает другим не в расчете  на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной  показано, что 4-5-летние дети связывают  самооценку в основном не с собственным  опытом, а с оценочными отношениями  окружающих: «Я хороший, потому что  меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные  характеристики самих себя с точки  зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Л. Д. СТОЛЯРЕНКО

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

  1. Л.Д. Столяренко  Основы психологии
  2. C.Л. Рубинштейн Основы общей психологии
  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. – 736с
  4. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. - Л., 1926. С 187.)
  5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. С. 173.
  6. 23 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. С. 175.)
  7. (См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957.)
  8. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. - 1945. С. 12.
  9. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 301.)
  10. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.
  11. Н.М. Борозинец. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки. Монография. Ставр, 2009
  12. CС. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии
  13. Л.И. Божович. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Изд. 2-е, стереотипное. Под ред.Д.И. Фельдштейна. М-В,1997.
  14. Джеймс, У. Психология.- М.: Априори, 2002.- С. 75.
  15. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. – Л., 1926. С 187.
  16. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии - 1990. - № 10.
  17. (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.).
  18. 1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1980.
  19. 2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.)
  20. 3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
  21. 4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников