Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников.
Задачи исследования:
выполнить анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
проанализировать психолого – педагогические особенности старшего дошкольного возраста с позиции развития самосознания и выделить особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
изучить особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1: Теоретические основы самосознания детей старшего дошкольного возраста
1. Сущность понятий «сознание» и «самосознание»
2. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
3. Психологические исследования по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
С возрастом самооценка становится всё более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору 6 рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.
В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у ребёнка складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.
Эгоистическая позиция заключается
в том, что ребенку безразличны
другие дети, а его интересы сосредоточены
на предметах. Поэтому такие дети
часто допускают в адрес
Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.
Ребенок с гуманной позицией
относится к товарищу как к
самоценной личности. Он положительно
относится к товарищам, очень
чувствителен к внутреннему состоянию
других, хорошо знает интересы, настроения
и желания окружающих. Охотно, по
своей инициативе делится тем, что
имеет, помогает другим не в расчете
на похвалу, а потому что сам получает
от этого радость и
Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.
К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.
Список литературы:
Л. Д. СТОЛЯРЕНКО
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Информация о работе Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников