Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников.
Задачи исследования:
выполнить анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
проанализировать психолого – педагогические особенности старшего дошкольного возраста с позиции развития самосознания и выделить особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
изучить особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Теоретические основы самосознания детей старшего дошкольного возраста
1. Сущность понятий «сознание» и «самосознание»
2. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
3. Психологические исследования по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Самосознание (Автосохраненный).docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Говоря о структуре  сознания обратимся с следующим авторам.

Л. Фейербах выдвинул идею о  существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским [].

А. Н. Леонтьев выделял три  составляющих в структуре сознания:

* чувственную ткань образа;

* значение;

* смысл[].

В. П. Зинченко добавляет  еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия [17].

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка своих  возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той специфической  характеристики человека, которая именуется  самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать  свой внутренний мир, переживать его  и определенным образом относиться к себе [].

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта  предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется  в процессе взаимодействия с другими  людьми и связано с оцениванием  себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков  и дать возможность понять, каков  он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения [18].

В отечественной психологии самосознание трактуется как специфическая  форма сознания, направленная на осознание  самого себя субъектом деятельности, на осознание своего места в системе  существующих отношений и служащая одним из способов регулирования  отношений человека с миром и  с самим собой, в результате чего образуется представление о самом  себе в качестве субъекта переживаний  и действий, складывается эмоционально – ценностное отношение к себе. При этом эпицентром самосознания является собственное «Я». (Б.Г. ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин).

Анализируя самосознание, мы считаем необходимым подробно осветить на вопросы структуры этого психологического феномена.

На проблему структуры  самосознания существуют различные  точки зрения. Наиболее отражающими  её многогранность, на наш взгляд, являются рассматриваемые в комплексе  подходы И.И. Чесноковой, М.И. Лисиной  и В.С. Мухиной.

И.И. Чеснокова предложила удобную схему строения самосознания. Она рассматривает самосознание как особый интегрирующий процесс  психики, центральное образующее в  структуре личности. Сущность этого  процесса сводится к формированию понятия  «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. В структурном отношении самосознание представлено единством трёх  сторон: познавательной (самопознание), эмоционально – ценностной (самоотношение) и действенно – волевой (саморегуляция) [].

М.И. Лисина под самосознанием  понимает «образ самого себя как результат  коммуникативной деятельности». Автор  показывает структурную организацию  «сложную архитектонику» самосознания .

Она выделяет центральное  ядерное образование и периферию  самосознания. Ядро содержит знания о  себе как о субъекте, о личности, общую самооценку.

Периферия – ближе или  дальше относящие от центра участки, содержащие конкретные сведения человека о себе самом [].

Под самосознанием В.С. Мухина понимает психологическую структуру, представляющую такое единство, которое  находит своё выражение в каждом из звеньев. При этом структурными единицами  самосознания являются ценностные ориентации, формирующиеся на различных этапах онтогенеза и наполняющие звенья самосознания. Структура самосознания рассматривается во временном и  социальном пространстве. Первоначально  формируются звенья структуры самосознания, обеспечивающие эмоционально положительное  отношение индивида к себе: 1) притязание на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; 2) социальное признание; 3) признание своей сущности как представителя определённого  пола (половая идентификация). Позднее  формируются : 4) психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5) осознание своего долга, прав и обязанностей [].

Таким образом, анализ данной литературы позволяет говорить о том, что самосознание – это свойство человека осознавать себя как субъекта деятельности. В структуру самосознания включены процессульные, иерархические и содержательные планы. Развитие механизмов самопознания и самооценивания способствует формированию системы представлений человека о самом себе, заключённой в образах Я – динамических образованиях, благодаря которым человек имеет стабильные представления о себе, ощущение постоянной определённости, стабильности и регулирует  своё поведение в зависимости от содержания этих образов Я.

Центром (ядром) самосознания является ценностное отношение к  самому себе и ценностные социальные установки, определяющие направленность личности, её жизненный смысл.

 

    1. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы выявить особенности развития самосознания старших дошкольников, мы изучили литературу следующих  авторов: урунтаева

Анализируя предыдущий параграф, можно  говорить о следующем: под самосознанием  понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Представление о себе включает когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе – образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков. Социальной значимости и т.д.

Эмоционально – ценностное отношение  к себе составляют переживания, в  которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнаёт, понимает. Оно может протекать  в виде непосредственных эмоциональных  реакций и в виде оценочных  суждений.

Самопознание и самоотношение  рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется  самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя.

Результаты самопознания и самоотношения  влекут за собой организацию личностью  своего поведения – процесс саморегулирования.

У дошкольника в содержание представлений  о себе входит отражение им своих  свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются  постепенно благодаря опыту разнообразной  деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его  оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное  воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих  возможностях в сторону преувеличения  результатов. Но в то же время играю положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Автор указывает чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребёнка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребёнок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребёнок может даже в определённой степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребёнок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребёнка, в возрасте 3-7 лет  общение со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в  процессе самосознания дошкольника. При  обмене оценочными воздействиями возникает  определённое отношение к другим детям и одновременно развивается  способность видеть себя в их глазах. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо  зависит от его умения анализировать  результаты других детей. Так, в общении  со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее  значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. [Т.А. Репина]. У старших дошкольников преобладают положительные оценки сверстников. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников  в любом возрасте занимают их деловые  качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В  группе детского сада существует система  ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется  у ребёнка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он не велик ( не бить никого, слушать воспитателя, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье ( защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даёшь,  помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относиться к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценивать себя дошкольнику гораздо  труднее, чем сверстника. К ровеснику  ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни [].

Причина неадекватной оценки состоит  в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в  целом.  Для него признать то, что  он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии  это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей  настолько сильно, что ребёнок  часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство [].

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных  достижениях. Это происходит в силу нескольких причин Р.Х. Шакуров показал, что ребёнок, приписывая себе определённые качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознаёт только  его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. По

Тому дети часто гордятся качествами, которыми обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребёнок стремится  к положительной самооценке, он хочет  показать, что представляет нечто  ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных  качеств, то он наделяет себя вымышленными.

Информация о работе Выявление особенностей развития самосознания старших дошкольников