Выявление страхов у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье- это состояние душевного благополучия, которая характеризуется отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Страх же является одним из видов психологического расстройства. Когда человеком овладевает страх он становится неуверенным в себе, рассеянным.

Содержание работы

Введение
Выявление страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Причины страха и тревожности
Механизмы проявления страхов у детей
Последствия влияния страхов и тревожности на формирование и развитие личности
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса»
Тест «Несуществующее животное»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

Введение

  1. Выявление страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
    1. Причины страха и тревожности
    2. Механизмы проявления страхов у детей
    3. Последствия влияния страхов и тревожности на формирование и развитие личности
  2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
    1. Тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса»
    2. Тест «Несуществующее животное»
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

 

Введение

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье- это состояние душевного благополучия, которая характеризуется отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

 Страх  же является одним из видов  психологического расстройства. Когда человеком овладевает страх он становится неуверенным в себе, рассеянным.

Детские страхи, если к ним относиться правильно, понимать причины их появления , чаще всего исчезают бесследно. Если же на них не обращают внимания родители и педагоги они могут сохраниться на длительное время, это так же говорит о нервной слабости ребенка, эти страхи могут нести за собой последствия. Ребенок может остаться все таким же неуверенным в себе, слабым, и он будет добиваться каких- то целей в жизни очень медленно и неуверенно, а может и вовсе ничего не добиться.

Для того чтобы  воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, необходимо знать его природу, знать как  устроен его внутренний мир и  понимать его.

Необходимо  четко знать в чем заключается страх ребенка, как он возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже возникли- это главная проблема исследуемая в этой курсовой работе.

В конвенции ООН о правах ребенка говорится:

« Государство  должно обеспечить здоровое развитие ребенка как физическое, так и психологическое. »

Феномен страха изучали многие ученые. З. Фрейд выделил  два вида страха: реальный страх, вызванный  ситуацией опасности и невротический  страх.

Исследователи Д. Селли, Г.С. Саливен говорили о психоаналитической природе страха, где основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. В.В. Лебединский и А.И. Захаров выдвигали другую теорию, и утверждали, что содержание детского страха становится тесно связано с характером межличностных отношений.

О проблемах  страхов младших школьников много  говорят и пишут, потому что эти  страхи мешают ребенку нормально  учиться, усваивать материал, развиваться.

В настоящее  время дети больше увлечены компьютерами, интернетом, компьютерными играми- в основном военными, боевыми. В чем нет ничего познавательного, и от чего никаким образом не развивается общение ребенка со своими сверстниками. Раньше дети играли в такие игры как «краски», «считалки», «казаки- разбойники» и другие, в последствии чего у детей развивалось не только общение между собой, но еще и узнавали что- то новое, учились считать, распознавать цвета и так далее. А эти военные, боевые игры вызывают у детей агрессивность , из- за интернета, компьютеров дети становятся замкнутыми, их почти ничего не интересует, учебу забрасывают. Часто боятся реального общения и заменяют его виртуальным. Это говорит о том, что у человека внутри присутствует страх, страх общения, то что они могли бы воплотить в реальность дети оставляют в своих мечтах, да и не только дети, придумывают себе «свой мир» и оставляют все свои интересы там, боясь выявить их наружу.

Младшие школьники  боятся что учитель может не так понять их ответ, боятся что им нагрубят если они зададут вопрос, боятся что одноклассники будут смеяться над их ответом, ну и так далее.

Исходя из актуальности можно определить проблему исследования: « каковы психолого- педагогические основы возникновения страхов у младших школьников.»

Цель исследования: выявить формы проявления а также  способы диагностики и коррекции  детских страхов; смоделировать  коррекционно- развивающую программу профилактики детских страхов.

Объект исследования: психические состояния личности младшего школьника.

Задачи:

  1. Проанализировать научно методическую литературу по теме исследования.
  2. Определить психолого- педагогическую природу страхов на основе анализа литературы.
  3. Выявить эффективных  методы и приемы диагностики страхов у детей.
  4. Смоделировать способы коррекции детских страхов.
  5. Составить методические  рекомендации для учителей начальных классов по профилактике и устранения страхов.

Методы исследования: теоретический  анализ психолого педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, моделирования.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа.

Структура курсовой работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава называется «Выявление страхов и тревожности у младших школьников ». Раскрывает понятия страх и тревожность. Выделяет виды и причины страхов у взрослых и детей.

Вторая глава называется « Опытно- экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста ». Она содержит описание базы практики, опытно- экспериментальной работы по выявлению детских страхов и тревожности.

 

 

  1. Выявление страхов и тревожности у младших школьников.
    1. Причины страха и тревожности.

 

Психическое состояние- самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими переходящий динамический характер, не являющимися психическими процессами и свойствами  личности, выражающиеся чаще всего в эмоциях, окрашивающие всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Это список разного рода состояний психики, сознания.

Наиболее  часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев:

  1. По источнику формирования (обусловленные ситуацией; личностно- обусловленные ).
  2. По степени высшей выраженности (поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали); глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.
  3. По эмоциональной окраске:

- положительные;

-отрицательные;

- нейтральные.

  1. По длительности:

- кратковременные,  например, вспышка гнева, продолжающаяся  несколько секунд;

- продолжительные, длящиеся иногда годами, месть, скука, депрессия;

- средней  продолжительности, например, связанные  с чувством страха во время  авиационных перелетов.

5. По степени  осознанности:

- неосознанные, возникающие, например, во время  сна;

- сознательные- состояние мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.

6. По уровню  проявления:

- физиологические, например голод;

- психологические, например воодушевление, энтузиазм;

- психофизиологические.

Состояние, вызванное чувством страха:

- может быть  обусловлено или внешней ситуацией,  или личностными причинами;

- характеризуется  как отрицательная эмоция;

- может более  или менее глубоко затрагивать  психику человека;

- имеет обычно  среднюю продолжительность;

- достаточно  осознается человеком;

- реализуется как и физиологическом, так и на психологическом уровне.

Нормальное  психическое состояние ребенка- хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Здоровое детство счастливо хорошим радостным настроением.

Здоровый  ребенок с утра активен и восприимчив. Однако в том случае если на долю ребенка выпадают большие жизненные  испытания ( смерть близкого человека, ссоры и расставания родителей), то ровное, радостное настроение, свойственное детству, сменяют другие состояния. Например невротизм- это психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой.

Невроз- одна из форм нервно- психических расстройств, основным его проявлением является невроз страха.

Страхи  вообще свойственны маленьким детям. Они боятся неизвестности, угрозы наказания, крика. Это часто не проявления болезни, а обычные страхи здоровых детей. Однако, в результате запугивания, угроз  страхи приобретают упорный характер. Ребенок начинает бояться чужих  людей, темноты, не может оставаться один в помещении, но в присутствии  других тоже напрягается. Состояние  страха может угасать и возвращаться с новой силой.

Чтобы снять  состояние страха, взрослый должен дать ребенку уверенность в защищенности, в хорошем отношении к нему.

Зарождение  страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного  поведения взрослых. Очень типичными  являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему по их мнению, опасностью ребенку. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Например, какой- нибудь жизненный эпизод, который при правильном отношении бесследно прошел бы, превращается взрослыми в грозное событие и поэтому может иметь тяжелые последствия. Страх может быть внушен взрослыми и в тех случаях когда ребенок видит у них проявление страха. Таким образом дети начинают бояться грозы, мышей, темноты.

Переживание  страха иногда возникает и без  воздействия взрослых. При встрече  ребенка с необычным новым  у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное  состояние. Одной из причин, вызывающих страх может быть необычное изменение  знакомого лица: когда лицо закрывается  вуалеткой, на голову надевается капюшон  и так далее. В необычной неопределенной ситуации ребенка очень часто  охватывает сильное волнение. Типичен  в этом отношении страх перед  темнотой. Страх перед темнотой объясняется  в большой мере тем, что она  скрывает все знакомые предметы, что  каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его. Частые переживания страха влияют на общее физические и психическое самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы и бесстрашия.

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку  ничто не угрожает, но он переживает страх за тех кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

Тревожность - это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного  подготовленного повышенного внимания, сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию  на страх.

В.В.Суворова в своей книге « Психофизиология  стресса » определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего  беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть чисто от субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта, и относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций.

А.М.Прихожан определяет тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного  периода времени.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности. Она является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

К. Хорни утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности она выделяет две потребности, которые характерны для детства : потребность в удовольствии и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Возможны две пути развития такой личности: если родители обеспечивает эту потребность, результат которой здоровая личность, и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако, основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит  к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности , страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю.

Механизмы проявления страхов  у детей.

В зависимости  от авторов отличаются разные причины  страха.

Дж.Боулби отмечает что причиной страха является не только присутствие чего-то угрожающего, но и отсутствие того, что обеспечивает безопасность.

К.Изард  подразделил причины страха на внешние и внутренние. Внешние – внешние процессы и события; внутренние – влечения и гомеостатические процессы, то есть потребности, и когнитивные процессы, то есть представление человеком опасности при воспоминании или предвидении.

А.С.Зобов  все опасности вызывающие страх  разделил на три группы:

Информация о работе Выявление страхов у детей младшего школьного возраста