Выявление страхов у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье- это состояние душевного благополучия, которая характеризуется отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Страх же является одним из видов психологического расстройства. Когда человеком овладевает страх он становится неуверенным в себе, рассеянным.

Содержание работы

Введение
Выявление страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Причины страха и тревожности
Механизмы проявления страхов у детей
Последствия влияния страхов и тревожности на формирование и развитие личности
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса»
Тест «Несуществующее животное»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

1. реальные, объективно угрожающие здоровью  и благополучию личности;

2. мнимые, которые не угрожают личности, но воспринимаемые личностью  как угроза благополучию.

3. престижные угрожающие - поколебать авторитет.

В различном  возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей.

Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается  уже у новорожденного. Страх перед  незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и  темноты появляется после трех лет, окончательно в четыре года.

По данным П.С.Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе- страх, вызванный угрозой нападения животных, третье- боязнь падения с большой высоты и дорожные транспортных происшествий.

Страх выступает  как один из показателей многих нервных  и психических заболеваний. Однако по отношению к здоровью детей дошкольного возраста и младших школьников страх можно рассматривать как самостоятельное болезненное состояние организма, дающее начало другим психоневрологическими заболеваниями. Именно по этой причине диагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельное значение.

Под страхом  понимается реакция ребенка в  результате осознания им угрозы собственной  биологической и личной целостности  близких ему людей или себя. Появление у ребенка страха означает постепенное завершение «наивного» этапа его развития, когда он еще  верил в бессмертие, сказочных  героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей страх является результатом переживания ими утраты, боли на основе инстинкта самосохранения.

Первые  страхи у детей появляются очень  рано и обычно вызываются  резкими  изменениями окружающей среды или возникающими в организме ребенка болями.

Страх смерти у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает заболевания  детей неврозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться смерти родных и близких.

Степень и сила страха у детей во многом зависят от отношения родителей  к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так как они весьма часто предостерегают детей, опасаются за них, даже без повода. Вторым источником страхов у детей является чрезмерная строгость родителей, так как частые и необоснованные наказания формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов у детей выступают страхи самих родителей, которыми дети быстро заражаются.

 Исследования  психологов показали, что у тревожных  и беспокойных родителей более  половины детей подвержены страхам  различного рода. В зависимости  от условий развития и типа  нервной системы эти источники  могут формировать страхи невротического  характера.  Это форма страхов  чаще всего наблюдается в подростковом  возрасте в результате переживания,  одиночества, уродства, потери близкого  человека. Длительные  переживания страхов могут оказать заметное влияние и на характер человека.

           Виды страхов

  1. Боязнь различных раздражителей
  2. Боязнь боли - начиная с рождения
  3. Боязнь животных примерно с двух лет
  4. Боязнь чужих людей, незнакомых объектов
  5. Боязнь высоты, темноты
  6. Боязнь смерти
  7. Боязнь  воин, катастроф

В переживании  страхов у детей можно наблюдать  половые различия: девочки боятся больше, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребенка: городские дети менее боязливы, чем деревенские 

     Нередко поступление в школу  вызывает у ребенка неуверенность,  постоянное ожидание неуспеха, что  ведет к возникновению страха.

Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н.К.Сурогиной: у школьников 7 – 10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - неуверенность в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность. Дети боятся, что если они ответят неправильно одноклассники будут смеяться над ними.

Страх перед  школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает у ребенка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их.

Таким образом, большая часть страхов младших  школьников лежит в области учебной  деятельности : страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку, боязнь конфликтов со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развития детских неврозов.

Вывод:

Таким образом, страх есть совершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно  неразрывно связано со слабостью  детских сил физических и нравственных неведениями детей относительно свойств окружающих их предметов  и явлений. Поэтому страх есть неизбежный составной элемент детской  души и детской психологии.

В данной главе мы попытались указать на связи  между страхом и тревогой, показав что изучение страха тесно связано с тревогой.

Указав, что страхи младших школьников связаны  с учебной деятельностью. Так  же, что с возрастом одни страхи исчезают, а им на смену приходят другие. Страхи преследуют человека с  начала жизни до смерти.

 

  1. Опытно – экспериментальная работа по выявлению страхов у детей.

Характеристика практики

Цель: исследовать зависимость успешности обучения от эмоционального состояния ученика.

Гипотеза: если будет доказана зависимость эффективности учебной деятельности от эмоционального благополучия ученика, то поможет ли устранить тревожности и страх.

Исходя из цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи:

    1. Провести психологический тест выявления детской тревожности и страхов.
    2. Разработать и провести программу занятий по коррекции детских страхов и тревожности.

Место исследования.

Исследование  проводилось в школе №47 города Грозного, в 9 классе. В классе 11 человек, из них 5 мальчиков, 6 девочек.

Наблюдая  за детьми, беседуя с учителем мы отметили, что класс дружный. Дети общаются между собой, не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками и наоборот. Но так же, как и в любом классе, есть дети которым трудно установить контакт с одноклассниками. Одним из – за неуверенности в себе и в своих действиях, другим из – за высокой самооценки.  Неумение общаться со сверстниками так же влияет на успеваемость, дети так же стесняются отвечать на уроке. В связи с этим мы решили узнать может ли влиять страх и детская тревожность на успеваемость.

Прежде  чем перейти к работе, вспомним виды и причины страхов.

Определить  боящегося ребенка можно по напряженности  и беспокойстве в поведении. Подавляющееся большинство страхов существует тогда, когда ребенок представляет их по какому – либо поводу, или ему напоминают окружающие. Есть и такие страхи которые носят название «немые», это такие страхи которые отрицают дети, но признают родители. Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания, животных, и неожиданных звуков. Есть невидимые страхи, признаваемые детьми, а не родителями. Это страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей, открытых пространств. Не все страхи могут определять родители. Лучше всего определяются те страхи у детей, которые в детстве были у самих родителей. Здесь могут быть общими такие страхи как страх смерти родителей, наказания, высоты, глубины и темноты. Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи : сделать что - то не так или не успеть сделать что – то. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи : уколов и боли, отражая этим большую чувствительность мужчин к боли.

Если  знать общие страхи у родителей  и детей можно лучше проанализировать возможность их распространения  в семье. Полезно посмотреть так  же, какие страхи чаще всего остаются у взрослых из бывших у них в детстве.

Итак. Прежде чем помочь детям в преодолении  страхов, необходимо выяснить, какие  страхи у детей конкретно.

Страхи, которые проявляются в поведении ребенка отражают неполную картину его внутренних страхов. Так мы можем несколько определить внутренний мир ребенка. Но а выяснить все страхи ребенка можно только специальными опросами, при положительном контакте с ребенком, доверительных отношениях и отсутствия конфликта. Будет лучше если расспрашивать о страхов при дружеской беседе, или можно в ходе какой - нибудь игры. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или не  боится ребенок следует только время от времени. Тем самым избегается непроизвольное самовнушение страхов детьми. Задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, также должен подбадривать и хвалить ребенка за то, что он говорит все как есть и будет лучше если перечислять страхи по памяти, только иногда поглядывая в список.

Примерные вопросы  которые задаются при такой беседе:

«скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

- когда остаешься  один;

- падения;

- заболеть  или заразиться;

- умереть;

- того, что  умрут твои родители;

- каких –  то людей;

- мамы и  папы;

- того что  они тебя накажут;

- Бабы –  Яги, Кощея Бессмертного невидимок,  скелета, и других сказочных  персонажей;

- опоздать  в школу;

- перед тем  как заснуть;

- страшных  снов;

- темноты;

- воин;

- врачей  и так далее.

В нашем  исследовании был использован тест : Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.

Тест состоит  из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

 

Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе напишите инициалы и класс. Отвечая на вопросы, запишите его номер и ответ «да»- если вы согласны, и «нет»- если вы не согласны.

 

Вопросы

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, чтоб кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18.   Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, сто ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы меньше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство из твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что о тебе думают в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты что вот вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Снилось ли тебе, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  54. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше чем ты?
  55. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  56. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  57. Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 

 

Обработка результатов: при обработке результатов  выделяют вопросы ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил «да» в то время как в ключе этому вопросу соответствует «нет». Ответы не совпадающие с ключом – это тревожность.

При обработке  подсчитывается:

- общее число  несовпадений по всему тесту.

Если оно  больше 50% можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста-о высокой;

- число совпадений  по каждому из пяти факторов  тревожности, выделяемых в тесте.

Уровень тревожности определяется так же как в первом случае. Анализируется  общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющее наличие тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Факторы

Номера вопросов

  1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;

Е=22

  1. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

Е=6

  1. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;

Е=5

  1. Проблемы и страхи в отношении с учителем

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;

Е=8

  1. Низкая физическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28;

Е=5


 

Ключ к вопросам

1. --

2. –

3. –

4. –

5. –

6. –

7. –

8. –

9. –

10. –

11. –

12. +

13. –

14. –

15. –

16. –

17. –

18. –

19. –

20. –

21. +

22. –

23. +

24. –

25. +

26. +

27. –

28. –

29. –

30. –

31. +

32. –

33. –

34. –

35. –

36. +

37. +

38. –

39. +

40. +

41. –

42. +

43. –

44. +

45. +

46. –

47. –

48. –

49. –

5о. –

51. –

52. –

53. –

54. –

55. –

56. –

57. –

58. –

 

Результаты

1

2, 6, 7, 11, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 42, 43, 48, 49, 52, 55, 57.

2

2, 5, 11, 12, 13, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 30, 32, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 49.

3

1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 38, 40, 43, 44, 45, 49, 50, 54.

4

5, 11, 23, 24, 26, 29, 30, 34, 35, 36, 38, 41, 43, 44, 45, 49, 54.

5

5, 11, 12, 13, 5, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 30, 32, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 49, 51, 52.

6

2, 5, 6, 8, 11, 14, 15, 18, 23, 24, 26, 28, 30, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 56, 57.

7

2, 6, 7, 11, 12, 23, 24, 25, 26, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 43, 45, 49, 52.

8

6, 7, 8, 9, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 30, 34, 35, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 53, 55, 58.

9

3, 6, 9, 15, 18, 20, 23, 24, 30, 35, 37, 38, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 53, 55, 58.

10

2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 17, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 31, 34, 35, 38, 42, 43, 45, 52. 

11

2, 4, 6, 7, 8, 12, 17, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 31, 34, 35, 42, 43, 45, 47, 48, 52.

Информация о работе Выявление страхов у детей младшего школьного возраста