Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа
Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье- это состояние душевного благополучия, которая характеризуется отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Страх же является одним из видов психологического расстройства. Когда человеком овладевает страх он становится неуверенным в себе, рассеянным.
Введение
Выявление страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Причины страха и тревожности
Механизмы проявления страхов у детей
Последствия влияния страхов и тревожности на формирование и развитие личности
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса»
Тест «Несуществующее животное»
Заключение
Список использованной литературы
1. реальные,
объективно угрожающие
2. мнимые, которые не угрожают личности, но воспринимаемые личностью как угроза благополучию.
3. престижные угрожающие - поколебать авторитет.
В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей.
Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и темноты появляется после трех лет, окончательно в четыре года.
По данным П.С.Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.
Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе- страх, вызванный угрозой нападения животных, третье- боязнь падения с большой высоты и дорожные транспортных происшествий.
Страх выступает как один из показателей многих нервных и психических заболеваний. Однако по отношению к здоровью детей дошкольного возраста и младших школьников страх можно рассматривать как самостоятельное болезненное состояние организма, дающее начало другим психоневрологическими заболеваниями. Именно по этой причине диагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельное значение.
Под страхом понимается реакция ребенка в результате осознания им угрозы собственной биологической и личной целостности близких ему людей или себя. Появление у ребенка страха означает постепенное завершение «наивного» этапа его развития, когда он еще верил в бессмертие, сказочных героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей страх является результатом переживания ими утраты, боли на основе инстинкта самосохранения.
Первые страхи у детей появляются очень рано и обычно вызываются резкими изменениями окружающей среды или возникающими в организме ребенка болями.
Страх смерти
у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно
это нередко обуславливает
Степень и сила страха у детей во многом зависят от отношения родителей к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так как они весьма часто предостерегают детей, опасаются за них, даже без повода. Вторым источником страхов у детей является чрезмерная строгость родителей, так как частые и необоснованные наказания формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов у детей выступают страхи самих родителей, которыми дети быстро заражаются.
Исследования
психологов показали, что у тревожных
и беспокойных родителей более
половины детей подвержены
Виды страхов
В переживании
страхов у детей можно
Нередко поступление в школу
вызывает у ребенка
Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н.К.Сурогиной: у школьников 7 – 10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - неуверенность в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность. Дети боятся, что если они ответят неправильно одноклассники будут смеяться над ними.
Страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает у ребенка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их.
Таким образом, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности : страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку, боязнь конфликтов со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развития детских неврозов.
Вывод:
Таким образом, страх есть совершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно неразрывно связано со слабостью детских сил физических и нравственных неведениями детей относительно свойств окружающих их предметов и явлений. Поэтому страх есть неизбежный составной элемент детской души и детской психологии.
В данной главе мы попытались указать на связи между страхом и тревогой, показав что изучение страха тесно связано с тревогой.
Указав, что страхи младших школьников связаны с учебной деятельностью. Так же, что с возрастом одни страхи исчезают, а им на смену приходят другие. Страхи преследуют человека с начала жизни до смерти.
Характеристика практики
Цель: исследовать зависимость успешности обучения от эмоционального состояния ученика.
Гипотеза: если будет доказана зависимость эффективности учебной деятельности от эмоционального благополучия ученика, то поможет ли устранить тревожности и страх.
Исходя из цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
Место исследования.
Исследование проводилось в школе №47 города Грозного, в 9 классе. В классе 11 человек, из них 5 мальчиков, 6 девочек.
Наблюдая за детьми, беседуя с учителем мы отметили, что класс дружный. Дети общаются между собой, не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками и наоборот. Но так же, как и в любом классе, есть дети которым трудно установить контакт с одноклассниками. Одним из – за неуверенности в себе и в своих действиях, другим из – за высокой самооценки. Неумение общаться со сверстниками так же влияет на успеваемость, дети так же стесняются отвечать на уроке. В связи с этим мы решили узнать может ли влиять страх и детская тревожность на успеваемость.
Прежде чем перейти к работе, вспомним виды и причины страхов.
Определить боящегося ребенка можно по напряженности и беспокойстве в поведении. Подавляющееся большинство страхов существует тогда, когда ребенок представляет их по какому – либо поводу, или ему напоминают окружающие. Есть и такие страхи которые носят название «немые», это такие страхи которые отрицают дети, но признают родители. Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания, животных, и неожиданных звуков. Есть невидимые страхи, признаваемые детьми, а не родителями. Это страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей, открытых пространств. Не все страхи могут определять родители. Лучше всего определяются те страхи у детей, которые в детстве были у самих родителей. Здесь могут быть общими такие страхи как страх смерти родителей, наказания, высоты, глубины и темноты. Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи : сделать что - то не так или не успеть сделать что – то. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи : уколов и боли, отражая этим большую чувствительность мужчин к боли.
Если
знать общие страхи у родителей
и детей можно лучше
Итак. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, какие страхи у детей конкретно.
Страхи, которые проявляются в поведении ребенка отражают неполную картину его внутренних страхов. Так мы можем несколько определить внутренний мир ребенка. Но а выяснить все страхи ребенка можно только специальными опросами, при положительном контакте с ребенком, доверительных отношениях и отсутствия конфликта. Будет лучше если расспрашивать о страхов при дружеской беседе, или можно в ходе какой - нибудь игры. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок следует только время от времени. Тем самым избегается непроизвольное самовнушение страхов детьми. Задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, также должен подбадривать и хвалить ребенка за то, что он говорит все как есть и будет лучше если перечислять страхи по памяти, только иногда поглядывая в список.
Примерные вопросы которые задаются при такой беседе:
«скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
- когда остаешься один;
- падения;
- заболеть или заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- каких – то людей;
- мамы и папы;
- того что они тебя накажут;
- Бабы –
Яги, Кощея Бессмертного
- опоздать в школу;
- перед тем как заснуть;
- страшных снов;
- темноты;
- воин;
- врачей и так далее.
В нашем исследовании был использован тест : Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе напишите инициалы и класс. Отвечая на вопросы, запишите его номер и ответ «да»- если вы согласны, и «нет»- если вы не согласны.
Вопросы
Обработка результатов: при обработке результатов выделяют вопросы ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил «да» в то время как в ключе этому вопросу соответствует «нет». Ответы не совпадающие с ключом – это тревожность.
При обработке подсчитывается:
- общее число несовпадений по всему тесту.
Если оно больше 50% можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста-о высокой;
- число совпадений
по каждому из пяти факторов
тревожности, выделяемых в
Уровень тревожности определяется так же как в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющее наличие тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы |
Номера вопросов |
|
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; Е=22 |
|
2, 7, 12, 16, 21, 26; Е=6 |
|
3, 8, 13, 17, 22; Е=5 |
|
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; Е=8 |
|
9, 14, 18, 23, 28; Е=5 |
Ключ к вопросам
1. --
2. –
3. –
4. –
5. –
6. –
7. –
8. –
9. –
10. –
11. –
12. +
13. –
14. –
15. –
16. –
17. –
18. –
19. –
20. –
21. +
22. –
23. +
24. –
25. +
26. +
27. –
28. –
29. –
30. –
31. +
32. –
33. –
34. –
35. –
36. +
37. +
38. –
39. +
40. +
41. –
42. +
43. –
44. +
45. +
46. –
47. –
48. –
49. –
5о. –
51. –
52. –
53. –
54. –
55. –
56. –
57. –
58. –
Результаты
1 |
2, 6, 7, 11, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 42, 43, 48, 49, 52, 55, 57. |
2 |
2, 5, 11, 12, 13, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 30, 32, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 49. |
3 |
1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 38, 40, 43, 44, 45, 49, 50, 54. |
4 |
5, 11, 23, 24, 26, 29, 30, 34, 35, 36, 38, 41, 43, 44, 45, 49, 54. |
5 |
5, 11, 12, 13, 5, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 30, 32, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 49, 51, 52. |
6 |
2, 5, 6, 8, 11, 14, 15, 18, 23, 24, 26, 28, 30, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 56, 57. |
7 |
2, 6, 7, 11, 12, 23, 24, 25, 26, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 43, 45, 49, 52. |
8 |
6, 7, 8, 9, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 30, 34, 35, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 53, 55, 58. |
9 |
3, 6, 9, 15, 18, 20, 23, 24, 30, 35, 37, 38, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 53, 55, 58. |
10 |
2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 17, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 31, 34, 35, 38, 42, 43, 45, 52. |
11 |
2, 4, 6, 7, 8, 12, 17, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 31, 34, 35, 42, 43, 45, 47, 48, 52. |
Информация о работе Выявление страхов у детей младшего школьного возраста