Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа
Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье- это состояние душевного благополучия, которая характеризуется отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Страх же является одним из видов психологического расстройства. Когда человеком овладевает страх он становится неуверенным в себе, рассеянным.
Введение
Выявление страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Причины страха и тревожности
Механизмы проявления страхов у детей
Последствия влияния страхов и тревожности на формирование и развитие личности
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса»
Тест «Несуществующее животное»
Заключение
Список использованной литературы
Анализ полученных результатов
Проанализировав результаты полученные после теста «оценка уровня тревожности с помощью теста Филипса», мы увидели что:
- 6 учащихся- а это 69 % от общего числа, показали средний уровень тревожности;
- 4 учащихся, то есть 30% от общего
числа, показали высокий
- 1 ученик, 1% от общего числа,
показал низкий уровень
Сопоставляя результаты учащихся с данными таблицы «тревожных факторов» мы обнаружили, что:
- у 6 учеников проблемы и страхи в отношении с учителем;
- у 3 учеников общая тревожность в школе;
- у 4 учеников низкая физическая сопротивляемость стрессу;
- у 4 учеников страх ситуации проверки знаний;
- у 2 учащихся страх не
Место исследования.
Исследование проводилось в школе №47 города Грозного, в 4 классе. В классе 17 человек, из них 9 мальчиков, 8 девочек.
Цель: когда ребенок рисует, он переносит на бумагу свой внутренний мир. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях рисующего ребенка, глядя на его рисунок. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический тест, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой бумаги, простой карандаш средней твердости.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Сегодня, дорогие друзья, я вам хочу предложить интересный тест. Что для этого необходимо? Возьмите чистый лист бумаги и карандаш, попробуйте придумать несуществующее животное и нарисовать его на протяжении трех минут. Такого животного не должно и оно не должно быть похоже на одно из тех, что живут в лесу и в зоопарке. Подключите всю вашу фантазию, для изображения можно использовать абсолютно все. Нарисуйте все части тела, существующие у вашего животного, не делайте ограничения. Дайте вашему животному имя и по окончании трех минут можете проверить, что у вас получилось. Полученным рисунком необязательно делиться с одноклассниками, его вообще может никто не увидеть, вы его рисуете для себя.
Нарисовав можно переходить к результатам. Вообще этот тест предназначен для описания внутреннего мира человека, изображающего это животное. В каждой части тела он изображает то, что с ним происходит внутри. Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. Когда вступительная часть завершена, то можно уже смело переходить к объяснению.
На что следует обратить внимание:
Расположение животного на листке бумаги.
Самооценка
напрямую зависит от того в какой
части листа расположено
Голова
Она является основным элементом рисунка и ей необходимо уделить значительное внимание.
Голова, повернутая вправо, говорит о целеустремленности испытуемого. Этого ребенка нужно поддерживать в его начинаниях, так как он хочет добиться чего-то большего, чем есть на данный момент.
Если голова повернута влево, то этот ребенок склонен к мечтанию, именно из-за этого все его идеи часто в этих мечтах и остаются.
Голова смотрящая вперед, то есть изображение в анфас свидетельствует о наличии эгоцентризма или бесконтрольности в действиях, такой человек находится по центру между мечтаниями и реальностью.
Глаза
Если глаза четко прорисованы, присутствует прорисовка радужки глаза, то у этого человека присутствует постоянный страх. Когда на рисунке есть ресницы и все основные элементы глаза, то этому человеку очень важно мнение окружающих по поводу его персоны.
Рот
Если у вашего животного присутствует прорисовка зубов, то это означает что ребенку свойственна словесная атака, используемая для самозащиты.
Присутствие
языка говорит о сильной
Уши
Наличие ушей говорит о том, что человек прислушивается мнения окружающих о себе. Чем больше ушей, тем больше человек зависит от общественного мнения.
Дополнительные элементы
Рога, когти, щетина- склонность к защите от агрессии. Если изображаются в сочетании, то склонность к ответной агрессии на агрессию.
Перья- склонность к самоутверждению или демонстративности в обществе.
Шерсть или грива- говорит о чувствительности.
Лапы- это опора животного. Чем больше лапы, тем сильнее опора данного человека. Его рассуждения наделены смыслом, они обдуманы и желают быть реализованы в жизни. Чем меньше лапы, тем более человек склонен к «полету в облаках». Часто мечтает и рассуждения могут не нести рациональной основы. Такие люди неуверенны в себе.
Крылья, щупальца- могут выступать, как элементы украшения или дополнительному способу перемещения. Надо уточнять для чего они служат. Если это элемент украшения, то такой человек пытается привлечь к себе внимание. Когда это дополнительный способ перемещения то такой человек склонен к сильной подвижности и не может сидеть на одном месте, он энергичен и стремится к самоутверждению.
Хвост- это показатель самооценки. Если хвост повернут вправо- это самооценки мысли и решений, а повернутый влево- самооценка действий и поведения. Когда хвост поднят вверх, то человек положительно настроен, преобладает бодрость духа. Наклоненный хвост вниз- неуверенность в себе, неудовлетворение своим состоянием и положением. Когда несколько хвостов, то у такого человека присутствует противоречивость самооценки. Если хвосты развернуты в разные стороны и у животного огромные уши, то испытуемый человек очень сильно зависит от общественного мнения.
Вокруг контура животного
Линии
Если рисунок нарисован
Это основные описания элементов, которые могут встретиться в тесте Нарисуй несуществующее животное.
Вывод
У 10 учащихся из общего числа присутствие тревожности;
У 3 учащихся из общего числа присутствие страха и тревожности;
У 3 учащихся из общего числа отсутствие страха и тревожности.
Заключение
Начиная работать над этой темой мы задались вопросом: каково негативное воздействие страха на психику ребенка, влияет ли страх и тревожность на успешность обучения?
Проводя анализ литературы мы увидели, что проблема страха волновала психологов в разное время, над ней работали З.Фрейд, Д.Сели и Г.С.Салливен, В.В.Лебединский и А.И.Захарова, В.Б.Сафин.
Экспериментально было доказано, что при страхе затормаживаются процессы восприятия, оно становится более узким. Фокусировано на каком-то одном объекте. Мышление замедляется. Ухудшается память, сужается объем внимания, нарушается координация движения, наблюдается общая скованность. Все это отражается на низкой успеваемости учащихся.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что эмоциональное благополучие влияет на успешность обучения. Положительные эмоции создают предпосылки для качественного усвоения знаний.
Только тогда, когда у ребенка не будет страха и тревожности учение будет ему в радость, и оно станет для него успешным. Эти выводы подчеркивают значимость смоделированной коррекционно-развивающей программы.
Рекомендации педагогам и студентам по преодолению тревожностей и страхов у детей:
- обучите школьника приемам
и методам овладения своим
волнением, повышенной
- расширьте функциональные
- работайте над особенностями
личности школьника, прежде
Для профилактики страха родителям предлагаем использовать следующие советы:
- объясняйте детям, что во
многих случаях страх и
- настраивайте ребенка на
- предлагайте ребенку вспомнить ситуацию, в которой он чувствовал спокойно;
- объясните значимость улыбки
для снятия нервно-мышечного
- научите ребенка правильно дышать, для снятия напряжения;
- проигрывайте с ребенком ситуации, которые вызывают у него страх или тревогу;
- тренируйте у детей умение
формулировать цель своего
Как говорил Наполеон Хилл: «страхи есть у всех, и некоторые из них даже полезны. Но иные страхи зарождаются без нашего ведома. Они растут из нерешительности и сомнения. Вон их!»
Список использованной литературы
Информация о работе Выявление страхов у детей младшего школьного возраста