Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить и изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.
Объектом исследования. Уровень притязаний и самооценка подростков.
Предмет исследования. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний и чем ниже самооценка, тем ниже уровень притязаний.
Задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- провести исследование взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки
1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков…………………………………………………………………………... 5
1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка……………………………………………………………………………. 7
1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности…………………. 10
Выводы по I главе

Глава II.Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...14
2.2. Результаты исследования уровня притязаний подростков………………....14
2.3. Результаты исследования самооценки подростков…………………….........16
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

podrostki.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

                                МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

         «Омский государственный педагогический университет»

                       Факультет психологии и педагогики

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила студентка гр.  31

                                                                 Брайченко М.Г.                              
                                                                                Научный руководитель:

                                                               к.пс.н., доцент

                                                                    кафедры общей и

                                                                                       педагогической психологии

                                                               Фёдорова Н.В.

 

 

 

Омск – 2012

Содержание

 

Введение

Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки

1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков…………………………………………………………………………... 5

1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка……………………………………………………………………………. 7

1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности…………………. 10

Выводы по I главе

 

Глава II.Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

2.1. Организация  и методы исследования………………………………………...14

2.2. Результаты  исследования уровня притязаний подростков………………....14

2.3. Результаты исследования самооценки подростков…………………….........16

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в  центре внимания  философов, ученых,  писателей и художников. Интерес  человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено  значительное число работ. Разработаны  особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и  самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Уровень притязаний проявляется  в степени трудности целей  и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека.

 Изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности, поэтому тему данной работы следует считать актуальной.

Цель исследования. Выявить и изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.

Объектом  исследования. Уровень притязаний и самооценка подростков.

Предмет исследования. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте.

Гипотеза. Существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний и чем ниже самооценка, тем ниже уровень притязаний.

Задачи:

- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- провести  исследование  взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у подростков.

          - изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.

Для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте были использованы следующие методы научного познания: тестирование, анализ, индукция, обобщение.

При проведении данного  исследования использованы следующие методики: тест  Шварцландера «Исследование уровня притязаний», методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Психологическое исследование было проведено на базе 9 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы №6» г. Омска.

 

 

 

Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки

1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

В психологическом словаре  под редакцией М.Ю. Кондратьева  под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно в начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить «Собственное Я» с «Идеальным Я».

По мнению К. Роджерса, если «Я» в собственном восприятии и идеальное «Я» начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам. При этом усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [14].

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной  значимости. Всё это может приводить  к беспокойству и переоценке себя как личности [13].

Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и  деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при  завышенной самооценки у него возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [3].

Для подросткового возраста характерно переоценивание свои действия и поступки. Подростки чаще ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым авторитетом, как раньше. Они предъявляют высокие требования к поведению, личности учителя [1].

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в  западной психологии называется «воображаемой  аудиторией». Подросток всё время открыт внешнему миру, что усиливает его ранимость [10].

Из этого следует: чем  богаче опыт и выше уровень мировоззрения  человека, тем больше значение в  его развитии приобретают обращение  к себе, самооценка своих личностных качеств. В этом смысле самооценка выступает как относительно устойчивое представление личности о себе, которое является результатом многократного и многостороннего самооценивания [5].

Самооценка тесно связана  с социально - психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму - в группу «отвергаемых» [11].

В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда  его поведение оценивается другими  исключительно негативно, когда  потребность в самоуважении остаётся нереализованной, - развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценки или даже превосходит её.

Таким образом, самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Сначала подросток оценивает себя с другими сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить с другими может привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а не на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, а может быть наоборот: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем ниже его статус в группе. Очень важно, чтобы самооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям.

В следующем главе  мы перейдем к рассмотрению теоретических аспектов уровня притязаний.

 1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка

В настоящее время  в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется  рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность.

Термин «уровень притязаний»  был введён в школе немецкого  психолога К.Левина. Появление данного  феномена было связано с опытами  Т. Дембо. Если поставленная цель была слишком сложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу, приближённую к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам. Вот эта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.

Существует множество  определений данного явления. Так, Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знаковом задании, который индивид определенно берётся достигнуть, зная предыдущий уровень выполнения в этом задании.

По Е.А. Серебряковой уровень притязаний - это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [6].

В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для  человека потребностью. В соответствии с этим есть более современное  определение этого понятия.

Психолог А.В. Батаршев определял уровень притязаний как стремление достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень притязаний может  быть частным, когда в основе его  лежит самооценка в соответствующей  области, например, достижения в спорте или занять определенное место в семейных отношениях.

Но он также может  носить общий характер, то есть, относиться прежде к тем областям, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В его основе лежит целостная оценка себя как личности [12].

На уровень притязаний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком  простые, легкие цели, возможен при  низкой самооценке, но также и при  высокой самооценке.

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой  слишком сложные, нереальные цели, может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям [16].

Существует зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение  уровня притязаний характерно для тех, кто отличается меньшей эмоциональной  устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать  в процессе воспитания, так как  его соответствие возможностям учащегося - одно из условий совершенного развития личности.

Исследование уровня притязаний имеет  большое значение в медицинской  психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и в других отраслях науки [4].

Информация о работе Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте