Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования. Выявить и изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.
Объектом исследования. Уровень притязаний и самооценка подростков.
Предмет исследования. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний и чем ниже самооценка, тем ниже уровень притязаний.
Задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- провести исследование взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у подростков.
Введение
Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки
1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков…………………………………………………………………………... 5
1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка……………………………………………………………………………. 7
1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности…………………. 10
Выводы по I главе
Глава II.Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...14
2.2. Результаты исследования уровня притязаний подростков………………....14
2.3. Результаты исследования самооценки подростков…………………….........16
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Неадекватно – высокую самооценку имеют 11, 76% испытуемых. У таких подростков возникает идеализированный образ своей личности. Они переоценивают свои возможности, ориентированы только на успех, игнорируют неудачи. Справедливую критику в свой адрес воспринимают как придирки.
Такие школьники конфликтны, склонены к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведут себя активно, делая ставку на победу.
Заниженную самооценку имеют 41, 17% испытуемых, что соответствует позициям: «низкая» самооценка (17, 65%) и самооценка «ниже среднего» (23, 52%). При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.
Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.
Вывод по главе:
Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что в исследуемой нами группе подростков у большинства самооценка выше среднего, а уровень притязаний умеренный. При этом одинаково низкие показатели по низкой самооценке и низкому уровню притязаний. Также равные результаты получены по неадекватности самооценки и уровня притязаний. Можно сделать вывод о том, что в подростковой группе преобладает количество эмоционально зрелых, знающих себе цену, стремящихся к саморазвитию детей.
В ходе исследования для подтверждения гипотезы нами была проведена компьютерная математическая обработка данных. Для этого использовался метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона:
rXY= n(Σ XY) – (Σ X) (Σ Y)
√ Σ[nΣX²-( ΣX²)][nΣY²-(ΣY )²]
где: n - объем группы;
X - первичные результаты показателя уровня притязаний;
У — первичные результаты уровня самооценки;
Σ ХУ - алгебраическая сумма первичных результатов.
На основе данных компьютерного вычисления можно сделать вывод: полученный коэффициент корреляции равен 0,60=0,60, то с уверенность можно сказать, что две величины взаимосвязаны.
Следовательно, наша гипотеза подтверждается: подростки, имеющие низкую самооценку, имеют меньший уровень притязаний, чем люди с более высокой самооценкой, следовательно, уровень притязаний зависит от самооценки.
Итак, в результате исследования взаимосвязи уровня притязаний человека с его самооценкой мы пришли к следующим выводам: чем выше самооценка в подростковом возрасте в целом, тем выше уровень притязаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа литературы по теме исследования мы выяснили, что
самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.
Также мы выяснили, что уровнем притязаний называют стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Что же касается взаимосвязи этих двух явлений, то самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. В первой главе данной работы приводится формула, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний:
Самооценка = Успех / Притязания
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Для проверки гипотезы было проведено исследование в группе из 17 подростков. При анализе данных выяснилось, что чем выше самооценка человека, тем выше уровень его притязаний, и наоборот.
Итак, в ходе исследования выдвинутая гипотеза, что уровень притязаний и самооценка взаимосвязаны, подтвердилась.
Список литературы:
Информация о работе Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте