Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить и изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.
Объектом исследования. Уровень притязаний и самооценка подростков.
Предмет исследования. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний и чем ниже самооценка, тем ниже уровень притязаний.
Задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- провести исследование взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки
1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков…………………………………………………………………………... 5
1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка……………………………………………………………………………. 7
1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности…………………. 10
Выводы по I главе

Глава II.Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...14
2.2. Результаты исследования уровня притязаний подростков………………....14
2.3. Результаты исследования самооценки подростков…………………….........16
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

podrostki.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Неадекватно – высокую  самооценку имеют 11, 76% испытуемых. У таких подростков возникает идеализированный образ своей личности. Они переоценивают свои возможности, ориентированы только на успех, игнорируют неудачи. Справедливую критику в свой адрес воспринимают как придирки.

Такие школьники конфликтны, склонены к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведут себя активно, делая ставку на победу.

Заниженную самооценку имеют 41, 17% испытуемых, что соответствует позициям: «низкая» самооценка (17, 65%) и самооценка «ниже среднего» (23, 52%). При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины  конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе:

Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что в исследуемой нами группе подростков у большинства самооценка выше среднего, а уровень притязаний умеренный. При этом одинаково низкие показатели по низкой самооценке и низкому уровню притязаний. Также равные результаты получены по неадекватности самооценки и уровня притязаний. Можно сделать вывод о том, что в подростковой группе преобладает количество эмоционально зрелых, знающих себе цену, стремящихся к саморазвитию детей.

В ходе исследования для подтверждения гипотезы нами была проведена компьютерная математическая обработка данных. Для этого использовался метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона:

rXY=        n(Σ XY) – (Σ X) (Σ Y)

√ Σ[nΣX²-( ΣX²)][nΣY²-(ΣY )²]

 

       где: n - объем группы;

X - первичные результаты показателя уровня притязаний;

У — первичные  результаты уровня самооценки;

Σ ХУ - алгебраическая сумма первичных результатов.

На основе данных компьютерного вычисления можно сделать вывод: полученный коэффициент корреляции равен 0,60=0,60, то с уверенность можно сказать, что две величины взаимосвязаны.

Следовательно, наша гипотеза подтверждается: подростки, имеющие низкую самооценку, имеют меньший уровень притязаний, чем люди с более высокой самооценкой, следовательно, уровень притязаний зависит от самооценки.

Итак, в результате исследования взаимосвязи уровня притязаний  человека с его самооценкой мы пришли к следующим выводам: чем выше самооценка в подростковом возрасте в целом, тем  выше уровень притязаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе  анализа литературы по теме исследования мы выяснили, что

самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

Также мы выяснили, что  уровнем притязаний называют стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.

Что же касается взаимосвязи этих двух явлений, то самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. В первой главе данной работы приводится формула, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний:

Самооценка =     Успех  /  Притязания

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между  чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Для проверки гипотезы было проведено исследование в группе из 17 подростков. При анализе данных выяснилось, что чем выше самооценка человека, тем выше уровень его притязаний, и наоборот.

Итак, в ходе исследования выдвинутая гипотеза, что уровень притязаний и самооценка взаимосвязаны, подтвердилась.

Список литературы:

  1. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 ч.2. ч.2 : От младшего школьного возраста до юношества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О П Д / . Ф. 01 - Психология / Б.С.Волков , Н.В. Волкова; под ред. Б.С.Волкова . - М.: Гуманитар. изд . центр ВЛАДОС, 2005. – 343с.
  2. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. 41 Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева , Т.В.Сенько . - М.Н.: Карандашов Ю.Н., 2003 . – 238с.
  3. Гальперин П.Я., Введение  в психологию, М, 1976. – 332с.
  4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.В. Гамеза, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; под общ. редл. М.В. Гамеза. - Москва: Педагогическое общество России, 2004 . – 512с.
  5. Глуканюк Н.С. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.С. Глуканюк . - Российский гос. профессионально - педагогический ун-т. - 3 - е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект, 2005; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 364с.
  6. Городецкая Л.Н. Самооценка учащихся и ее формирование во внеклассной работе / Л.Н.Городецкая // Адукацыя і выхаванне . – 2001. – с. 24-29
  7. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. – с.15-25
  8. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464с.
  9. Кулагина, И.Ю., Колюцкий , В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина., В.Н. Колюцкий . - М.: ТЦ Сфера , 2004. – 464с.
  10. Психология подростка. Учебник . Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана . - СПб . : Прайм - ЕВРОЗНАК , 2003. – 480с.
  11. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - Спб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 896с.
  12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт / Пер. с нем. Лойдина Г.И.; Ред. Гудкова Т.А. - М: Мир, 1994. – 320с.
  13. Солдатова Е.Л. ,Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова Серия « Высшее образование» . - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
  14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко . - Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 672с.
  15. Туревская Е.И. Возрастная психология: электронный учебник.

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте