Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить и изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков.
Объектом исследования. Уровень притязаний и самооценка подростков.
Предмет исследования. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний и чем ниже самооценка, тем ниже уровень притязаний.
Задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- провести исследование взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава I. Психологическая природа притязаний и самооценки
1.1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков…………………………………………………………………………... 5
1.2. Уровень притязаний как характеристика личности подростка……………………………………………………………………………. 7
1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности…………………. 10
Выводы по I главе

Глава II.Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...14
2.2. Результаты исследования уровня притязаний подростков………………....14
2.3. Результаты исследования самооценки подростков…………………….........16
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

podrostki.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте личность подвергается сильнейшему воздействию двух факторов — внутреннего и внешнего, каждый из которых способствует искажению уровня притязаний, как правило, в сторону завышения.

Первый связан с бурным физиологическим  созреванием, в результате которого резко возрастает дееспособность подростка. Основной сутью этого процесса является обретение подростком способности стать физиологическим родителем. При этом в современном обществе социальный статус личности, во всяком случае, в младшем подростковом возрасте, практически не меняется по сравнению с предшествующим периодом развития. Данное противоречие лежит в основе необоснованно завышенного уровня притязаний во всем, что касается проявлений инициативы, самостоятельности, обретении контроля над собственной жизнью, присущего многим подросткам. Проблема заключается в том, что такой уровень притязаний в сочетании с присущей подросткам подсознательной убежденностью в собственной неуязвимости, зачастую толкает их на действия, представляющие реальную угрозу как для самих подростков, так и для социального окружения (репертуар такого рода действий достаточно широк - от откровенно криминальных эпизодов, попыток самостоятельного управления автомобилем до готовности идти на совершенно необоснованный и запредельно высокий риск в играх и спортивных состязаниях).

Второй фактор обусловлен сильной  подверженностью подростков влиянию  массовой культуры, которая также способствует формированию завышенного уровня притязаний, поскольку задает нереалестично высокий стандарт во всем, что касается физической привлекательности, успешности, уровня материального благосостояния. Как показывает ряд исследований, молодые люди чрезмерно увлекающиеся печатной и видеопродукцией компании Playboy и ей подобных, часто оказываются неспособны к установлению прочных и длительных интимных отношений, поскольку при выборе партнерш ориентируются на внешние данные известных фотомоделей [9].

Итак, в ходе изучения уровня притязаний как характеристики личности нами было установлено, что уровень притязаний имеет много значений. В нашем исследовании рабочим будет являться определение, что уровень притязаний - это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути.

В соответствии с этим уровень притязаний может быть завышенным или заниженным, адекватным или неадекватным. Было выяснено, что в подростковом возрасте уровень притязаний как правило завышен, и этому способствуют два фактора: первый связан с физиологическим созреванием, а второй - с влиянием массовой культуры на подростка.

1.3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности

В отечественной литературе анализ изучения уровня притязаний в составе проблемы самооценки приобретает с 30-х годов. Связь притязаний и самооценки подчеркивает Б.В.Зейгарник, указывая на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. По данным Е.А.Серебряковой, неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Стабильная самооценка продуцирует сформированный уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи. Это соотношение подтверждает В.М.Блейхер. В.С.Мерлин, анализируя динамику уровня притязаний, находит, что она определяется характеристиками самооценки.

Тесную взаимосвязь двух конструктов  отмечают многие авторы, что иногда их даже употребляют синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки. Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо уровень притязаний, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а уровень притязаний считается ее выражением.

Следует отметить, что формула: уровень притязаний = самооценка - не единственный способ интерпретации притязаний в качестве характеристики личности [3].

В работе ученика Левина - Хоппе, посвященной “успеху и  неудаче”, понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Под этим понятием в исследовании мотивации имеется  в виду, во-первых, многообразно варьировавшаяся и весьма плодотворная экспериментальная парадигма, а во-вторых, гипотетический конструкт, служащий в теории мотивации для объяснения индивидуальных различий поведения в ситуации достижения. В последнем случае уровень притязаний означает свойство индивида, играющее решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов.

Таким образом, уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе:

Итак, в ходе анализа  психолого-педагогической литературы по теме исследования, было выявлено, что  проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки занимаются многие ученые. Одной из главных проблем в  изучении взаимосвязи уровня притязаний и сам оценки является то, что самооценка и уровень притязаний имеют много определений, но единого понятия нет.

Особенно важное значение самооценка и уровень притязаний играют в подростковом возрасте, так  как у подростка появляется потребность в самоутверждении, стремлении найти себя в этой жизни. Было выявлено, что уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным, завышенным или заниженным. Так же самооценка может быть адекватной, неадекватной, высокой или низкой. Очень важно, чтобы самооценка нашла опору в социуме, а иначе могут быть негативные последствия как для подростка, так и для окружающих его людей.

При благоприятном сочетании  уровня притязаний и самооценки может  формироваться сбалансированная личность, а при несовпадении их - дискомфорт, вызывающий повышение тревожности. Очень важно, что бы самооценка и уровень притязаний не превышали друг друга, потому что если будет наоборот, то это будет негативно сказываться на учебной деятельности и на здоровье подростков. Самооценка и уровень притязаний оказывают влияние на социальное положение подростков в группе и на формирование подростка как личность и его взаимоотношения с окружающими.

Поэтому для дальнейшего исследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков нам необходимо провести экспериментальную часть, которая даст ответы на все интересующие нас вопросы.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте

2.1. Организация  и методы исследования

Психологическое исследование взаимосвязи уровня притязаний и самооценки было проведено на базе 9 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы №6» г. Омска. В 9 классе в исследовании принимали участие 17 человек, из них 8 мальчиков и 9 девочек, в возрасте 15-16 лет.

        Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методик, используемых в нашем исследовании:

1) Методика Й. Шварцландера «Уровень притязаний»

Цель - определение уровня притязаний.

2) Методика исследования  самооценки личности С.А. Будасси

Цель: методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

2.2. Результаты  исследования уровня притязаний подростков

Результат исследования уровня притязаний подростков был получен с помощью методики Й. Шварцландера «Уровень притязаний». Школьникам дается следующая инструкция: подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений). Далее, учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.

Данная процедуру опыта  повторяется для третьего, а затем для четвертого бланка.

 Полученные значения уровня притязаний сравниваются с психодиагностической шкалой.

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше - нереалистично высокий;

УП = 3 -/- 4,99 - высокий; УП = 1 -/- 2,99 - умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично  низкий.

В результате проведения исследования уровня притязаний испытуемых были получены следующие результаты:

Рис. 1 Уровень притязаний подростков (%)

 

Итак, было установлено, что в данной группе большинство  подростков имеют умеренный уровень притязаний (6 человек) (Рис. 1). Они стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Низкий показатель уровня притязаний имеют 23, 5% подростков (4 человека). Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, либо б) «социальной хитростью», когда наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности, ответственных дел и целей.

Нереалистично-высокий  уровень притязаний имеют 17,6% подростков (3 человека). Они всегда выбирают только задачи повышенной трудности, целеустремленны и упорны. Такие подростки порой выбирают нереальные цели.

Показатель 11,8% (2 человека) имеют подростки с высоким уровнем притязаний, также такой показатель имеют подростки с нереалистично-низким уровнем притязаний.  Подростки с высоким уровнем притязаний постоянно стремятся к улучшению своих достижений,  к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных, но реальных целей. У подростков с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из их проблем может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Неадекватность уровня притязаний может приводить к  дезадаптивному поведению, неэффективности  какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение  уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

2.3. Результаты  исследования самооценки подростков

Результат исследования самооценки подростков был получен с помощью методики С.А. Будасси. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал»). Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные. Из отобранных ранее свойств личности постройте ряд, в котором располагаются данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Коэффициент ранговой корреляции R может находиться в интервале  от

-1 до +1. Соответственно, если R находится в пределах [-1; 0], то  это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.

Если R = 1, то самооценка неадекватно завышенная.

 В результате проведения исследования самооценки испытуемых были получены следующие результаты:

 

Рис.2 Самооценка подростков (%)

 

В результате исследования выявлено (Рис. 2), что 17, 65% (3 человека) подростков имеет результат, свидетельствующий о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу; 23,52% (4 человека) подростков, с показателями, свидетельствующими о заниженной самооценке; 17, 65% (3 человека) подростков имеют результаты, свидетельствующие об адекватной самооценке; 29,41% (5 человек) испытуемых с показателями, свидетельствующими о том, что их самооценка завышена по невротическому типу; 11, 76% (2 человека) подростков имеют показатели, свидетельствующие о неадекватно завышенном самооценивании.

В результате исследования выявлено, что всего 47, 06% школьников имеют адекватную самооценку, что соответствует двум позициям: «средней» (17, 65%) и «выше среднего» (29, 41%) (см. Рис.1). Это означает, что большинство подростков правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение таких подростков в основном неконфликтно, в конфликте ведут себя конструктивно.

Информация о работе Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте