Взаимосвязь воспитания и социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятия «личность»
2. Развитие личности ребенка
3. Факторы личностного развития
4. Взаимосвязь воспитания и социализации личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная р по педагогике.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Определение понятия «личность» 

2. Развитие личности ребенка

3. Факторы личностного развития

4. Взаимосвязь воспитания и социализации  личности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Как известно, основной целью воспитания личности в обществе является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие. Но, чтобы успешно решать эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на её формирование. 
Теория развития личности начала разрабатываться в зарубежной и отечественной педагогике ещё в начале 20 в. Особенно значительный вклад в исследование этой проблемы такие выдающиеся отечественные педагоги как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а затем Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, В.А. Сухомлинский и др. И хотя потом вопросы развития личности стали углублённо разрабатываться в отечественной философии и психологии, это не исключало и не исключает необходимости педагогического аспекта в их исследовании и освещении. 
 
1.Определение понятия «личность»

Личность – это понятие, которое обозначает совокупность устойчивых психологических, нравственных и моральных качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Под понятием «индивид» в основном понимаются физиолого-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей (рост, принадлежность к полу, особенности характера и темперамента).  
Индивидуальность – это своеобразное сочетание личностных свойств человека, которые отличают его от других людей.  
Прежде всего следует отметить, что в общем развитии человека две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит своё выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества и старости. 
Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. 
       Таким образом, человек, будучи биологическим существом, в процессе соей жизнедеятельности, вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества. 
   Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. 
          С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности. 
           Известный отечественный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Вот почему, по мнению В.П. Тугаринова нельзя всех людей без исключения считать «личностями». В частности, не является личностью младенец, а также умалишённый. 
        Характеристика понятий личность и человек должна быть дополнена понятием индивидуальности. 
           Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлённый человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придаёт им своеобразную красоту и неповторимость.

Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных научных категорий.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики имеет важное значение раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности.  
       Развитие, прежде всего, означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений. 
       Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-нибудь… устойчивость, законченность, определённый тип» (Толк. Словарь русск. яз.). 
        Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.

2. Развитие личности  ребенка

В годы детства развиваются не только отдельные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление), но и личность ребёнка в целом. 
Складываются убеждения, формируются способности и интересы, вырабатываются основные черты характера.

     Особенности личности не готовы от рождения. Лежащие в их основе типичные черты нервной системы человека не остаются постоянными в течение его жизни, но изменяются под влиянием внешних воздействий. 
«Образ поведения человека и животного, — говорит И. П. Павлов, — обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».

То, какие способности разовьются у данного ребёнка, какие основные побуждения будут определять его деятельность, какой характер у него образуется, решающим образом зависит от тех общественных условий, в которых он живёт, от того, какое влияние на него оказывают окружающие взрослые.

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

- физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

- психическое развитие (процессы  восприятия, мышления и пр.),

- социальное развитие (формирование  нравственных чувств, усвоение социальных  ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных  изменений в качественные преобразования  физических, психических и духовных  характеристик личности), развитие  идет неравномерно (каждый орган  развивается в своем темпе), интенсивно  в детстве и юношестве, потом  замедляется.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. 
Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности — предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, — так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра. 
При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Информация о работе Взаимосвязь воспитания и социализации личности