Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:07, курсовая работа
Семья является для ребенка социальным институтом, в котором происходит формирование человека. Она становится первым домом, в котором человек вырастает и получает новые жизненные уроки, поддержку и помощь.
Особый интерес вызывает воспитательный процесс в неполной семье. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, потому что все проблемы, от финансовых до психологических, родитель решает в одиночку.
Введение
Семья, как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков, падение рождаемости, росте числа разводов и формирование семей раздельно живущих супругов, повышении числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.
Семья является для ребенка социальным институтом, в котором происходит формирование человека. Она становится первым домом, в котором человек вырастает и получает новые жизненные уроки, поддержку и помощь.
Особый интерес вызывает воспитательный процесс в неполной семье. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, потому что все проблемы, от финансовых до психологических, родитель решает в одиночку.
Изучения процесса взаимодействия родителей с детьми в неполной семье является актуальным по следующим причинам:
1.Новые социальные условия осуществления семьей функций социализации и воспитания детей.
2. Рост числа неполных семей в структуре общества.
3.Специфика жизнедеятельности неполной семьи, влияющих на процесс реализации воспитательной функции.
Цель исследования: изучить условия и факторы, влияющие на воспитание семьи с одним родителем.
Для достижения данной цели, ставлю следующие задачи:
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: процесс взаимодействия родителей с детьми в полной и неполной семье.
Гипотеза: взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье имеют свои особенности.
Теоретико- методологическая основа работы:
Значимость семьи в социальном процессе представлена в трудах Т. Парсона: именно семья рассматривается как основной объект социализации. Идея о возможности управления поведением через психологические процессы предложена Б.Ф. Скиннером, что позволяет рассматривать социализацию как целенаправленный процесс.
В работе использованы также теории отечественных ученных (Г.М. Андреевской, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина), в которых рассматривается значение активной личностной позиции ребенка в процессе усвоения культурного опыта. В работе использовались методологические подходы, разработанные в социологии и социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.Б. Весна, Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), в педагогике (Ю.И. Кривов, А.В. Мудрик).
Методы исследования: на теоритическом уровне- анализ литературных источников, на эмпирическом- тестирование.
Методики: анализ семейного воспитания (Эйдемиллер Э.Г), методика «Какой Я?» (Немов Р.С.).
База исследования: 30 полных и 30 неполных семей (разведённых): 60 родителей и 60 детей.
Глава I. Теоритические основы изучения взаимодействия родителей с детьми в полной и неполной семье.
§ 1.1.Роль семьи в воспитании ребенка.
Семья, по определению А.И. Антонова— это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, родительства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
С самого рождения ребенок попадает в общество, где ему предстоит жить и развиваться, взаимодействовать с окружающими и становиться личностью. Формирование личности человека осуществляется в процессе социализации, в результате включения индивида в социальные отношения, путем усвоения им социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается, как правило, к периоду гражданской зрелости человека. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Процесс социализации, по Д. Смелзеру, происходит по трем различным стадиям:
1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр,
на которой дети учатся
В процессе социализации принимает участие все окружение ребенка: семья, соседи, сверстники в детском саду и в школе, средства массовой информации и т.д. Но определяющим фактором социализации, первым и самым главным посредником между социумом и ребенком является, безусловно, семья.
По силе своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, потому что именно в семье ребенок проводит самую значительную часть своей жизни. В семье складываются первые представления ребенка о себе и о мире, о добре и справедливости, об ответственности и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует и черты характера, и убеждения, и взгляды, и мировоззрение ребенка. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Вместе с тем, социализация ребенка – это и одна из важнейших функций семьи. Именно родители несут ответственность за будущее своего ребенка, а оно во многом зависит от его успешной социализации, умения жить в обществе, взаимодействовать с окружающими, способности реализовать себя как личность. Однако далеко не все семьи справляются с этой функцией.
Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе [35, c.54].
1) позиция ребенка в семье — включает его роли в семье;
2) основные воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;
3) стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда);
4) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи [2, c.75].
§ 1.2. Неполная семья и ее влияние на развитие ребенка.
По полноте состава семьи подразделяются на полные и неполные. Полной семьей большинство исследователей считают супружескую пару, независимо от того, есть у этой пары дети или нет. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Выделяют несколько источников формирования неполных семей. К ним относят:
Рассмотрим проблемы, возникающие в неполной семье.
Ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. То есть в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца. В результате психологическое развитие личности отличается от развития детей в полной семье.
5. Дети из неполных семей в большей степени подвержены вредным привычкам.
Например, в семьях, где роль отца отведена отчиму, мальчики курят чаще, чем их сверстники из полных семей, так как, для них он не становится авторитетом.
Хочется сказать, что проблемы, с которыми сталкивается неполная семья, касаются разных сторон жизни, но все они взаимосвязаны. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты. Материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.
Одной из самых актуальных проблем современного общества является социализации ребенка в неполных семьях. Она обусловлена тенденцией роста разводов, падением престижа семьи в молодежной среде, неблагоприятными социально-экономическими факторами и др. Социализация детей в неполных семьях происходит в более сложных экономических, психологических и социальных условиях, определяющих особенности протекания этого процесса.
Специфический образ жизни семьи с одним родителем весьма ощутимо отражается на процессе социализации ребенка. Прежде всего, это связано с тем, что в рамках воспитательной деятельности одному родителю невозможно осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение.
Дети из неполных семей больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкую самооценку, более высокий индекс тревожности, больше подвержены комплексам. У них наблюдается более низкий уровень коммуникативной культуры, специфическая система ценностей и повышенный риск приобщения к асоциальному поведению.
Дети разведённых родителей часто испытывают гнев на родителей, имеют различные опасения и фобии, повышенную тревожность и нарушение идентификации, испытывают чувство одиночества, имеют низкую самооценку[11;14].
Смирнова, изучая детей из неполных семей на основе рисунков «Моя семья», пришла к выводу, что дети из неполных семей имеют менее благополучную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей [36, c.21].
Особенно важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Как отмечают медики и психологи, деформация половой идентичности порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.