Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:07, курсовая работа
Семья является для ребенка социальным институтом, в котором происходит формирование человека. Она становится первым домом, в котором человек вырастает и получает новые жизненные уроки, поддержку и помощь.
Особый интерес вызывает воспитательный процесс в неполной семье. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, потому что все проблемы, от финансовых до психологических, родитель решает в одиночку.
56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
59. Мужчина хуже умеет
понимать чувства другого
60. Женщина хуже может
понять чувства другого
61. Ради моего сына (дочери)
мне от многого в жизни
62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
70. От наказаний мало проку.
71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.
72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.
73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное средство – это постоянные строгие наказания.
78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.
82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.
84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85. Стараюсь как можно
раньше приучить ребенка
86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.
88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
90. Многие недостатки в
поведении моего ребенка
91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.
93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94. В недостатках моего сына(дочери) виновата) я сам(а), потому, что не умел(а) его (ее) воспитывать.
95. Только благодаря нашим огромным усилиям наш(а) сын (дочь) остался (осталась) жить.
96. Нередко я завидую тем, кто живет без детей.
97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
98. Нередко бывает, что я говорю сыну (дочери) одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
103. Желание моего сына (дочери) для меня – закон.
104. Мой сын очень любит спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей
– маленькие эгоисты. Они совсем
не думают о здоровье и
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».
116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119. Мой сын (дочь) не может
обходиться без моей
120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125. Все, чему научился
мой ребенок к настоящему
126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127. Я не могу вспомнить,
когда в последний раз отказал(
128. Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
Обработка результатов. На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета расположены в одной строчке. Подсчитайте число обведенных номеров. Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение ДЗ для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установлен указанный тип отклонения в воспитании.
Бланк ответов
Бланк для ответов |
ДЗ (*) | |||||
1 |
21 |
41 |
61 |
81 |
Г+ |
7 |
2 |
22 |
42 |
62 |
82 |
Г– |
8 |
3 |
23 |
43 |
63 |
83 |
У+ |
8 |
4 |
24 |
44 |
64 |
84 |
У– |
4 |
5 |
25 |
45 |
65 |
85 |
Т+ |
4 |
6 |
26 |
46 |
66 |
86 |
Т– |
4 |
7 |
27 |
47 |
67 |
87 |
З+ |
4 |
8 |
28 |
48 |
68 |
88 |
З– |
3 |
9 |
29 |
49 |
69 |
89 |
С+ |
4 |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
С– |
4 |
11 |
31 |
51 |
71 |
91 |
Н |
5 |
12 |
32 |
52 |
72 |
92 |
РРЧ |
6 |
13 |
33 |
53 |
73 |
93 |
ПДК |
4 |
14 |
34 |
54 |
74 |
94 |
ВН |
5 |
15 |
35 |
55 |
75 |
95 |
ФУ |
6 |
16 |
36 |
56 |
76 |
96 |
НРЧ |
7 |
17 |
37 |
57 |
77 |
97 |
ПНК |
4 |
18 |
38 |
58 |
78 |
98 |
ВК |
4 |
19 |
39 |
59 |
79 |
99 |
ПЖК |
4 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
ПМК |
4 |
101 |
107 |
113 |
119 |
125 |
Г+ |
|
102 |
108 |
114 |
120 |
126 |
Г– |
|
103 |
109 |
115 |
121 |
127 |
У+ |
|
104 |
110 |
116 |
122 |
128 |
РРЧ |
|
105 |
111 |
117 |
123 |
129 |
ФУ |
|
106 |
112 |
118 |
124 |
130 |
НРЧ |
|
Ф.И.О.
Фамилия и имя сына (дочери)
Сколько ему (ей) лет
Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)
* – эта часть бланка испытуемым не показывается
Методика «Какой я?» (Р.С. Немов)
Инструкция. Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка - младшего школьника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике «Какой я?»
Оценка результатов. Оценки типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» — в 0 баллов. Ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
0—1 балл — очень низкий.
Приложение 2
Таблица 2.1.1
Результаты методики «Анализ семейного воспитания» в полных семьях
№ |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
1 |
9 |
6 |
10 |
3 |
2 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
1 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
2 |
5 |
7 |
4 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
6 |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
5 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
4 |
7 |
5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
6 |
4 |
6 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
6 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
7 |
6 |
5 |
8 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
8 |
8 |
5 |
8 |
4 |
1 |
5 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
9 |
7 |
6 |
4 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
10 |
5 |
7 |
3 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
11 |
4 |
7 |
4 |
3 |
3 |
2 |
5 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
12 |
4 |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
13 |
5 |
4 |
5 |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
14 |
8 |
5 |
8 |
2 |
1 |
5 |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
15 |
5 |
6 |
5 |
3 |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
16 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
17 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
18 |
3 |
5 |
5 |
2 |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
19 |
5 |
6 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
20 |
5 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
21 |
8 |
5 |
8 |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
22 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
23 |
3 |
5 |
6 |
2 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
24 |
5 |
6 |
4 |
1 |
4 |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
3 |
1 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
25 |
5 |
5 |
4 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
26 |
9 |
6 |
8 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
27 |
3 |
6 |
4 |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
28 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
5 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
29 |
4 |
6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
30 |
2 |
5 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Таблица 2.1.2
Результаты методики «Анализ семейного воспитания» в неполных семьях
№ |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
1 |
6 |
9 |
9 |
4 |
1 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
7 |
2 |
5 |
3 |
8 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
5 |
7 |
8 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
4 |
9 |
9 |
3 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
5 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
10 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
8 |
4 |
4 |
2 |
1 |
5 |
8 |
7 |
6 |
2 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
7 |
2 |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
2 |
3 |
6 |
4 |
9 |
6 |
5 |
3 |
5 |
2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
8 |
32 |
3 |
5 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
7 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
9 |
7 |
6 |
4 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
10 |
8 |
8 |
6 |
2 |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
11 |
4 |
6 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
12 |
3 |
7 |
6 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
3 |
13 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
14 |
8 |
5 |
8 |
2 |
1 |
5 |
2 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
3 |
3 |
4 |
15 |
5 |
5 |
9 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
16 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
7 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
17 |
5 |
5 |
7 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
6 |
2 |
4 |
2 |
3 |
18 |
8 |
9 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
7 |
2 |
2 |
6 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
19 |
9 |
9 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
20 |
5 |
4 |
8 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
21 |
8 |
10 |
8 |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
22 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
23 |
4 |
9 |
6 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
24 |
5 |
6 |
8 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
25 |
5 |
8 |
4 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
26 |
9 |
8 |
8 |
1 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
27 |
4 |
6 |
4 |
2 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
28 |
4 |
9 |
7 |
4 |
5 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
29 |
5 |
6 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
30 |
2 |
9 |
7 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |