Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:07, курсовая работа
Семья является для ребенка социальным институтом, в котором происходит формирование человека. Она становится первым домом, в котором человек вырастает и получает новые жизненные уроки, поддержку и помощь.
Особый интерес вызывает воспитательный процесс в неполной семье. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, потому что все проблемы, от финансовых до психологических, родитель решает в одиночку.
Психологи отмечают также повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности.
По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым[19, c.31].
В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Результаты психологических исследований привели к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связанно с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.
Отечественные педагоги и психологи также постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации. Отмечалось, например, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины [1, c.49]. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству.
Д. Виткин указывает, что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек [12, c.32].
Э.Сюллеро пишет о том, что мальчики, растущие в неполных семьях не уверены в себе, испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним, с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета, чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму, чаще имеют психологические комплексы, которые в худшем случае могут привести их к алкоголизму, токсикомании и правонарушениям [37, c.26].
Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей мускульным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для детей младшего школьного периода.
Мальчик, отец которого покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи . Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского повеления, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными [7, c.62].
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола.
Считается, что мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания [12, c.54].
Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера [15, c.67]. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) [8, c.61]. В семьях девочек все наоборот - количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше [15, c.67].
Подводя итоги вышесказанному, еще раз подчеркнем, что окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на особенностях характера ребенка и влияют на его социализацию. Семейное неблагополучие, следствием которого являются деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводят к росту социальной дезадаптации.
§ 1.3. Глоссарий
Семья- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения т.е. преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Социализация- это процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеческих правил и норм поведения того общества к которому он относится.
Социализация личности- начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду зрелости человека, может продолжаться всю жизнь.
Полная семья- это супружеская пара, независимо от того есть ли у этой пары дети или нет.
Неполная семья- это семья, которая состоит из одного родителя или с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Выводы по I Главе
Среди семейных факторов, влияющих на выполнение функции социализации детей, можно выделить наиболее значимые: структура семьи, материальные условия жизнедеятельности, личностные характеристики родителей, психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность и т.д. Успешность социализации ребенка во многом зависит от того, в какой семье воспитывается ребенок.
По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремлены, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.
Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.
Глава II. Эмпирическое исследование взаимодействия родителей с детьми в полной и неполной семье.
§ 2.1. Организация и методика проведения исследования.
В исследовании принимали участие 60 родителей младших школьников (30 полных семей и 30 неполных семей) и их дети - всего 60 детей (30 детей из полных семей и 30 детей с неполных семей).
В исследовании использовались методики «Опросник «Анализ семейного воспитания»» (Эйдемиллер Э.Г) и методика «Какой я?» (Р.С. Немов).
Опросник «Анализ семейного воспитания» позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушения (см. приложение 1).
В вопроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1.Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+;
2) гипопротекция (недостаточная) шкала Г-;
2.Степень удовлетворения
потребностей - в какой степени
деятельность родителей
1) потворствование (стремление родителей и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+;
2) игнорирование потребностей ребенка - шкала у-
3.Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1) чрезмерность требований
- обязанностей представляет
2) недостаточность требований
- обязанностей приводит к
3) чрезмерность требований-
4) недостаточность требований-
5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - С+;
6) минимальность санкций
- упование на поощрения, сомнения
в результативности любых
4.Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство - Н.
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);
- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);
- воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);
- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);
- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК - предпочтение женских качеств, шкала ПМК - предпочтение мужских качеств);
- проекция на ребёнка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК);
- вынесение конфликта
между супругами в сферу
Методика «Какой я?» (Р.С. Немов) предназначена для школьника. Взрослый задаёт ребенку вопросы типа «Какой ты?» и перечисляет 10 различных качеств. Младший школьник должен ответить «да», «нет», «иногда», «не знаю» (см. приложение 1).
§ 2.2.Анализ полученных результатов.
В результате проведения методики «Анализ семейного воспитания» (см. приложение 2, табл.2.1, 2.2) получила следующие результаты.
Гиперпротекция выражена в полных семьях у 5 чел. в неполных семьях – у 8 чел. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Гипопротекция не выражена в воспитании детей в полных семьях, в неполных семьях – у 9 чел. Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, у него «не доходят руки», родителю не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Потворствование выражено в 1 полной семье и в 4 неполных семьях . О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.
Игнорирование потребностей детей не выражено в полных семьях и выражено в одной неполной семье. Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.