Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Один из ведущих принципов государственной политики в области образования, изложенный Законом РФ «Об образовании», определяется как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальном документе (ФГОС) указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, не в полной мере отвечающего требованиям к подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция………………..7
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста…..7
1.2. Содержание и особенности Я-концепции…………………………...21
Выводы по I главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ 

Я-КОНЦЕПЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа

 

 

Выполнила: студентка                                                        

3 курса 134 группы                                                             ________(подпись)

Научный руководитель

________(подпись)

Работа защищена                                                              Оценка __________

« 2 » мая 2012г.

 

Зав. кафедрой

 

 

Улан-Удэ,  2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция………………..7

1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста…..7

1.2. Содержание и особенности Я-концепции…………………………...21

Выводы по I главе…………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………….31

Список используемой литературы………………………………………..34

 

 

 

Введение

 Один из ведущих принципов государственной политики в области образования, изложенный Законом РФ «Об образовании», определяется как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [17]. В официальном документе (ФГОС) указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, не в полной мере отвечающего требованиям к подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии [36].

Главной причиной такого положения, по мнению исследователей (А. В. Баранников, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, А. А. Реан, и др.) [35], является сохраняющееся противоречие между преимущественной ориентацией педагогов на интеллектуальное развитие учащихся и недостаточным вниманием к их эмоциональному, мотивационному, нравственному развитию, обусловленное существованием двух основных парадигм в образовании: когнитивной (В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.) и гуманистической (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) [5, 23].

Разрешение данного противоречия возможно в рамках компетентностного подхода (А. А. Бодалев, Г. Б. Голуб, И. Я. Зимняя, О. Е. Лебедев, П. И. Третьяков, О. В. Чуракова и др.), оптимально интегрирующего социальные и индивидуально-личностные нормативы, поскольку его реализация направлена на полноценное развитие личности учащегося, его саморазвитие и самореализацию, на обеспечение преемственных связей между целевыми установками, содержанием и технологиями обучения на разных ступенях обучения [5,18,29].

Организация начального обучения в логике компетентностного  подхода поможет создать условия для развития у младших школьников востребованных личностных качеств, являющихся основой для эффективного включения в процесс освоения ключевых компетентностей в основной школе.

Оптимальным механизмом становления таких личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность и др.), на наш взгляд, является создание в процессе обучения на первой ступени педагогических условий формирования у младших школьников позитивной Я-концепции [32].

Я-концепция как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.

Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я-концепции [16].

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении [15].

Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности подтверждается сохраняющимися в практике начального обучения противоречиями:

1) между преимущественной  ориентацией педагогов на конечный знаниевый результат обучения и необходимостью целостного личностного развития ребёнка (не только интеллектуального, но и мотивационного, эмоционального, нравственного);

2) между высокими потенциальными  возможностями учебно-познавательной  деятельности в плане реализации требований к ученику на этапе перехода в основную школу и их явной недооценкой в современной практике начального образования;

3) между имеющимися  научными исследованиями и методическими  разработками по развитию отдельных,  востребованных в настоящее время качеств личности младшего школьника (ответственность, самостоятельность, инициативность, способность к рефлексии и др.) и отсутствием в реальном образовательном процессе начальной школы целостного подхода к формированию позитивной Я-концепции, обусловливающей развитие данных качеств.

Названные противоречия обусловливают необходимость разработки модели организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей эффективное  формирование позитивной Я-концепции  младших школьников, что и составляет проблему данного исследования.

Основой решения проблемы исследования являются активно разрабатываемые  в последнее десятилетие подходы  к организации образовательного процесса на начальной ступени обучения: развивающее обучение (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) [5]; личностно-деятельностный подход (О. А. Куревина, Л. Г. Петерсон и др.) [13]; компетентностный подход (А. В. Баранников, А. А. Бодалев, И. Я. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) [10,18].

Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников положительной Я-концепции ».

Объект исследования – личностная сфера младшего школьника.

Предмет исследования –  особенности Я-концепции младшего школьника.

Цель исследования –  дать теоретический анализ формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • рассмотреть возрастные особенности и характеристику Я-концепции.

Методологическую основу нашего исследования составили труды  Рогова Е. И., Зимней И. А., Божович Л. И.

Метод исследования:

- контент – анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция

1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста

На современном этапе  развития общего образования приоритетной для начальной школы становится задача раскрытия сущностных сил личности ребёнка [36]. Решение данной задачи осуществляется в рамках двух основных парадигм, когнитивной и гуманистической.

Реализация когнитивной парадигмы направлена на адаптацию младшего школьника к требованиям общества посредством развития его интеллектуальных способностей, усвоения культурного опыта общества, социальных и предметных норм в форме учебных программ (В. В. Краевский, И. Я. Лернер) [35]. При этом эмоционально-личностному развитию ребёнка не уделяется должного внимания.

Основной акцент в  реализации гуманистической парадигмы делается на развитии личности младшего школьника при отсутствии жёсткой фиксации норм и требований (В. А. Болотов, О. А. Матвеева) [4]. Несмотря на достигаемый высокий уровень личностного развития в рамках данной парадигмы, исследователи отмечают снижение интеллектуальных показателей учащихся, не отвечающих требованиями итоговой аттестации и выступающих препятствием к успешной адаптации таких детей в современном обществе (А. В. Баранников, А. А. Бодалев) [36].

В итоге, организация  современного начального образования  в рамках когнитивной или гуманистической  парадигмы обусловливает существенные ограничения в становлении личности учащегося вследствие нарушения баланса между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием [35].

В современной системе  воспитания младший школьный возраст  охватывает период жизни ребенка от шести до десяти-одиннадцати лет (I-IV классы школы) [40]. Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась и первой, и последней ступенью образования [24]. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Социальные задачи и содержание среднего образования окончательно еще не сложились. Поэтому хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного детства также нельзя считать окончательными и неизмененными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования [1].

Наиболее характерная черта периода с шести до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности [8].

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах  и тканях тела. Так, формируются все  изгибы позвоночника - шейный, грудной  и поясничный. Однако, окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития) [12]. Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.

 У младших школьников  энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати [14]. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется [24].

 У младшего школьника  интенсивно растет и хорошо  снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо.  Благодаря большому диаметру  сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека [19].

Информация о работе Я-концепция