Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:06, курсовая работа
Один из ведущих принципов государственной политики в области образования, изложенный Законом РФ «Об образовании», определяется как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальном документе (ФГОС) указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, не в полной мере отвечающего требованиям к подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция………………..7
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста…..7
1.2. Содержание и особенности Я-концепции…………………………...21
Выводы по I главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
Я-КОНЦЕПЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа
Выполнила: студентка
3 курса
134 группы
Научный руководитель
________(подпись)
Работа защищена
« 2 » мая 2012г.
Зав. кафедрой
Улан-Удэ, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция………………..7
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста…..7
1.2. Содержание и особенности Я-концепции…………………………...21
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..34
Введение
Один из ведущих принципов государственной политики в области образования, изложенный Законом РФ «Об образовании», определяется как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [17]. В официальном документе (ФГОС) указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, не в полной мере отвечающего требованиям к подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии [36].
Главной причиной такого положения, по мнению исследователей (А. В. Баранников, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, А. А. Реан, и др.) [35], является сохраняющееся противоречие между преимущественной ориентацией педагогов на интеллектуальное развитие учащихся и недостаточным вниманием к их эмоциональному, мотивационному, нравственному развитию, обусловленное существованием двух основных парадигм в образовании: когнитивной (В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.) и гуманистической (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) [5, 23].
Разрешение данного противоречия возможно в рамках компетентностного подхода (А. А. Бодалев, Г. Б. Голуб, И. Я. Зимняя, О. Е. Лебедев, П. И. Третьяков, О. В. Чуракова и др.), оптимально интегрирующего социальные и индивидуально-личностные нормативы, поскольку его реализация направлена на полноценное развитие личности учащегося, его саморазвитие и самореализацию, на обеспечение преемственных связей между целевыми установками, содержанием и технологиями обучения на разных ступенях обучения [5,18,29].
Организация начального
обучения в логике компетентностного
подхода поможет создать услови
Оптимальным механизмом становления таких личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность и др.), на наш взгляд, является создание в процессе обучения на первой ступени педагогических условий формирования у младших школьников позитивной Я-концепции [32].
Я-концепция как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я-концепции [16].
В возрастной и педагогической
психологии младший школьный возраст
занимает особое место: в этом возрасте
осваивается учебная
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении [15].
Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности подтверждается сохраняющимися в практике начального обучения противоречиями:
1) между преимущественной
ориентацией педагогов на
2) между высокими потенциальными
возможностями учебно-
3) между имеющимися
научными исследованиями и
Названные противоречия
обусловливают необходимость
Основой решения проблемы
исследования являются активно разрабатываемые
в последнее десятилетие
Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников положительной Я-концепции ».
Объект исследования – личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования –
особенности Я-концепции
Цель исследования – дать теоретический анализ формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Методологическую основу нашего исследования составили труды Рогова Е. И., Зимней И. А., Божович Л. И.
Метод исследования:
- контент – анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования.
Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
На современном этапе развития общего образования приоритетной для начальной школы становится задача раскрытия сущностных сил личности ребёнка [36]. Решение данной задачи осуществляется в рамках двух основных парадигм, когнитивной и гуманистической.
Реализация когнитивной парадигмы направлена на адаптацию младшего школьника к требованиям общества посредством развития его интеллектуальных способностей, усвоения культурного опыта общества, социальных и предметных норм в форме учебных программ (В. В. Краевский, И. Я. Лернер) [35]. При этом эмоционально-личностному развитию ребёнка не уделяется должного внимания.
Основной акцент в реализации гуманистической парадигмы делается на развитии личности младшего школьника при отсутствии жёсткой фиксации норм и требований (В. А. Болотов, О. А. Матвеева) [4]. Несмотря на достигаемый высокий уровень личностного развития в рамках данной парадигмы, исследователи отмечают снижение интеллектуальных показателей учащихся, не отвечающих требованиями итоговой аттестации и выступающих препятствием к успешной адаптации таких детей в современном обществе (А. В. Баранников, А. А. Бодалев) [36].
В итоге, организация
современного начального образования
в рамках когнитивной или
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от шести до десяти-одиннадцати лет (I-IV классы школы) [40]. Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась и первой, и последней ступенью образования [24]. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Социальные задачи и содержание среднего образования окончательно еще не сложились. Поэтому хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного детства также нельзя считать окончательными и неизмененными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования [1].
Наиболее характерная черта периода с шести до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности [8].
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако, окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития) [12]. Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати [14]. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется [24].
У младшего школьника
интенсивно растет и хорошо
снабжается кровью мышца