Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:13, контрольная работа
1. Работа с закрытой картинкой — один из популярных ви¬дов работы.
Значение картинки в развитии речи детей давно и хорошо усвоено педагогами. Широко известно положение, высказанное К. Д. Ушинским, что стоит показать школьникам, картинку, как они заговорят.
:Глухие дети ,в несколько ином положении. Не имея возмож¬ности выразить свое впечатление о картинке, отношение к тому, что нд ней изображено, они, выражая свое удовольствие от восприятия изображенного, обычно ничего не говорят. Чтобы вызвать детей на разговор, педагоги вынуждены задавать по картинке ряд вопросов.
Задачи и содержание
обучения разговорной речи в
начальных классах школы
Соответственно задачам этого периода, указанным выше, программа предусматривает для данных классов работу в следующих направлениях:
а) форсированное развитие диалогической речи;
б) наращивание от одного года к другому
динамики развития
связной (монологической) устной и письменной
речи;
в) усовершенствование произношения,
а также слухового и
зрительного восприятия устной речи;
г) первоначальное обучение грамматическому строю;
д) обучение объяснительному чтению;
е) обучение письму.
По каждому из названных
направлений программа
«Развитие, разговорной речи», который содержит требования к развитию диалогической речи, являющейся универсальной, обязательной для работы на уроках по всем учебным предметам.
Работа над диалогической речью развертывается по единому для всех четырех классов плану, включающему следующие виды коммуникации:
В I—IV классах формируется все более развернутый диалог, и не только между двумя лицами, но и между большим числом участников разговора.
Важно подчеркнуть, что
программа предусматривает
С самого начала дети обучаются спрашивать не потому, что они могут об этом спросить, и не потому, что такие вопросы задавались ранее, а потому, что нужно или интересно узнать. Уже на первом году обучения дети получают речевой материал в достаточно большом объеме, предусматривающем возможности детей, начинающих обучаться, удовлетворять свои первые потребности в общении. Однако при этом учитывается, что первичное знакомство детей со словом, словосочетанием, фразой лишь начало работы над ними, что каждое из этих слов должно становиться предметом внимания во всей дальнейшей работе. А это значит, что тот речевой материал, с которым дети знакомятся в приготовительном классе, продолжает оставаться предметом заботы учителя не только в I, но и в последующих классах. Во II классе продолжает отрабатываться- речевой материал приготовительного и I классов и т. д.
Способы ознакомления детей с новыми словами и словосочетаниями, как и с оборотами речи.
Узнав новое слово, ребенок сразу же использует его в обращении к другим. Каждый учится речи не сам по себе, а в коллективе, с которым он имеет различные виды активной связи создаваемые педагогом.Этому содействуют различные формы организации предметно-практической деятельности учащихся. В I—IV классах используются такие из них, которые описаны применительно к приготовительному классу. Широкое распространение получают также и новые формы. Перечислим их в порядке нарастания трудностей и повышения речевой активности учащихся:
Методика работы с закрытой картиной
в 1-3 кл.
Для формирования разговорной речи используются и другие пути, являющиеся дополнительными по отношению к описанному. Используются они на уроках развития речи.
1. Работа с закрытой
картинкой — один из
Значение картинки в развитии речи детей давно и хорошо усвоено педагогами. Широко известно положение, высказанное К. Д. Ушинским, что стоит показать школьникам, картинку, как они заговорят.
:Глухие дети ,в несколько ином положении. Не имея возможности выразить свое впечатление о картинке, отношение к тому, что нд ней изображено, они, выражая свое удовольствие от восприятия изображенного, обычно ничего не говорят. Чтобы вызвать детей на разговор, педагоги вынуждены задавать по картинке ряд вопросов. Но живого разговора не получается, и в нем не возникает необходимости: дети видят эту картинку, и учителем задаются вопросы не для того, чтобы что-то выяснить и тем более что-то сообщить, а для побуждения сказать о том, о чем говорить, по существу, нет необходимости. Еще меньше необходимости в том, чтобы по открытой картинке школьники о чем-то спрашивали друг друга или педагогов:-по картинке они узнают больше, чем могут узнать по вопросам. И все-таки по требованию учителя они задают вопросы (именно задают заученные вопросы, а не спрашивают, чтобы что-то узнать).
Например, по широко известной картине «Утро в лесу» спрашивают: Кто нарисован на картинке? Где гуляют медведи? Какое время года? И т. п. Это те же самые упражнения, которые ло форме направлены на обучение общению, а по существу не учат ни спрашивать, ни отвечать, так как ответ известен тому, кто спрашивает (нередко можно наблюдать, как при таком формальном обучении спрашивающий помогает отвечающему построить нужный ответ, тем самым показывая, что весь «разговор» не имеет смысла).
•Совсем другим оказывается диалог, когда школьникам предъявляется, но не показывается картинка. Начинается беседа, которая ведется уже для того, чтобы узнать содержание изображенного. Дети очень любят выяснять, что нарисовано на .закрытой картинке, и обычно, с удовольствием участвуют в беседе.
Соответственно программе эта работа начинается -с I класса и продолжается не только во всех классах второго периода обучения, но и в последующих. В I—II классах это делается обычно по отдельным картинкам, в III и IV — по сериям картинок. .По той же -картине «Утро в лесу» задается множество вопросов, но уже не для формы, а для того, чтобы узнать, что нарисовано, но не видно. Все выясняется до деталей, так как лосле беседы последует задание педагога нарисовать, что ученики узнали из ответов на вопросы. Затем начинается сравнение нарисованного каждым учеником с тем, что было дано на образце.
Начинается такая работа с простейших по содержанию картинок, на которых изображен какой-то один, и обязательно действующий, персонаж (ребенок или животное). Дети сами динамичны, поэтому для них все живое — обязательно действующее. С помощью вопросов выясняется, кто нарисован, что он делает, тде происходит действие. 'В последующих упражнениях выясняются и такие детали, как одежда персонажей, их внешность, расположение предметов, с которыми они имеют дело.
В самом начале ведущим может быть сам педагог, а затем один из учеников класса, который видит и знает, что изображено на картине. Многие вопросы и ответы на них оказываются трудными для формулирования, вместо этого появляются отдельные слова или набор их. Вот тут и происходит обучение тому, как правильно спросить и как надо отвечать. При зарисовках у детей появляется множество дополнительных вопросов, и .ведущий продолжает на них отвечать.
Но этот вид работы ценен не только тем, что вызывает детей на активную беседу при выяснении содержания нарисованного, но и воспитанием внимательного отношения к каждому сказанному слову. Обычно в классе устанавливается порядок, при котором ответы не повторяются, а если что-то оказалось непонятным, тут же уточняется. На повторно заданный вопрос отвечающий говорит: «Я говорил (а)», «Смотри внимательно». Или: «Таня спрашивала, узнай у нее».
Живые диалоги развертываются и при обсуждении выполненных детьми рисунков. Сравнивая свои работы с образцом, дети обсуждают рисунки, вспоминают детали диалога, выясняют, что было неправильно сказано ведущим. И тут создается обстановка для обучения более точным словам и фразам.
Обучение чтению в 1-6 кл. глухих/ значение, задачи, направления. Специфические задачи уроков чтения.
Обучение чтению предполагает работу над содержательной стороной в сочетании с формированием техники чтения, но последнее в специальном обучении занимает иное место и значение, чем в массовой школе. Выразительность чтения для глухих детей не играет той высокой роли, какую она имеет для слышащих в осознании содержания, в воспитании отношения к прочитанному. И вместе с тем формирование всех средств выразительности в школе глухих не менее необходимо и в то же время несравнимо сложнее. Здесь смещаются акценты: на первый план выступает содержательная сторона, обработка которой требует приведения техники чтения в соответствие с содержанием.
Перейдем к изложению вопросов, относящихся к овладению содержательной стороны читаемого.
Равнение на импрессивную речь в обучении чтению требует ее определения. Нет сомнения, что в эту форму речи прежде всего входит тот объем, который в отношении словаря и фразеологии определен в разделе «Развитие речи». Сюда же входит весь речевой материал, связанный с предметно-практическим обучением, предметными уроками, природоведением, математикой и другими предметами. Но даже простейшие художественные произведения, которые включаются в книги для чтения,, содержат речевой материал, выходящий за очерченный круг. За счет этого происходит дополнительное расширение объема импрессивной речи учащихся. Однако это расширение не может быть безграничным. Авторы книг для чтения стремятся придерживаться в этом отношении определенной меры. Вопрос решается так: если произведение по составу речи находится на уровне речевых возможностей детей данного класса, то оно включается в книгу для чтения. Если выходит за эти пределы,, то авторы составляют произведения с учетом уровня импрессивной речи учащихся.
Информация о работе Задачи и содержание обучения разговорной речи в начальных классах школы глухих