Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:13, контрольная работа
1. Работа с закрытой картинкой — один из популярных ви¬дов работы.
Значение картинки в развитии речи детей давно и хорошо усвоено педагогами. Широко известно положение, высказанное К. Д. Ушинским, что стоит показать школьникам, картинку, как они заговорят.
:Глухие дети ,в несколько ином положении. Не имея возмож¬ности выразить свое впечатление о картинке, отношение к тому, что нд ней изображено, они, выражая свое удовольствие от восприятия изображенного, обычно ничего не говорят. Чтобы вызвать детей на разговор, педагоги вынуждены задавать по картинке ряд вопросов.
Работа по развитию речи органически вплетается в процесс обучения чтению. Вся организация уроков чтения строится на речевом общении педагога с детьми и учащимися между собой. В процессе чтения дети приобретают новый запас слов и выражений. Обсуждая свои рисунки или коллективно выполненные макеты, аппликации, они с помощью педагога учатся общению, в процессе которого обращаются к книге, пользуясь ею, включают имеющиеся в текстах слова и выражения в свою речь. Подписывая свои рисунки, они также учатся речи. Оформляя записи под воображаемыми рисунками (под пустыми квадратиками) , учащиеся еще больше активизируются в своей речевой деятельности. Наконец, все описанные виды работы, построенные на вербальных средствах, обеспечивая речевую активность детей, служат важным средством их речевого развития.
Здесь имеет место не простое накопление слов и выражений, а организованная, обучающая коммуникация, обеспечивающая овладение новыми словами и выражениями.
Работа над речью в связи с чтением, продолжается на уроках развития речи.
Словарь, помещенный в книге для чтения, вошедший в программу или выходящий за ее пределы, но представляющий определенный интерес, рекомендуется записывать в словарики, о которых говорилось выше. Ведется работа по включению таких слов в речь учащихся. На практике нередко встречается не очень удачное задание — придумать предложения с таким-то словом. Оно нежизненно, так как в общении детям никогда не приходится «пристраивать» мысли к слову. Существует обратное положение: появляется мысль, которую надо выразить в словах, а точнее, мысль формируется в словах. Этому-то и важно учить, важно возбуждать мысль, в формировании которой необходимы данные слова. Вместо придумывания предложений важно создать условия для появления и проявления в словах определенной мысли. Это легко может быть достигнуто рядом приемов, например созданием ситуаций, в которых появляется необходимость высказывания с включением в него новых слов. В данном случае мы возвращаемся к примеру, -который был описан выше. К таким приемам относится и работа с картинками, в описание которых входят новые слова. Так, для уточнения и закрепления слое «опавшие листья», встретившихся при чтении рассказа «Экскурсия в парк»1, могут быть проведены упражнения с показом картинок: ребята собирают опавшие листья, дворник разметает опавшие листья, ежик таскает в нору опавшие листья, куры клюют опавшие листья и т. д. Или в предложении «Собака вырвала лепешку из рук Демушки и убежала» целое сочетание слов — «вырвала лепешку из рук» — нуждается в дальнейшей работе, а для нее могут быть подобраны картинки, закрепляющие слово «лепешка» (жарит лепешку, дает ребенку лепешку, ест лепешку и др.). Для слова «вырвала»— другие картинки (вырвала книгу, вырвал деревце, вырвал перья из хвоста и др.).
К подобным работам относится и перефразирование с заменой новых слов известными и наоборот. Но более важными являются упражнения в связной речи, включающие в себя новый речевой материал.
К таким упражнениям прежде всего относится изложение. Педагог предлагает детям написать, что они прочитали. В процессе обучения изложению педагог разрешает пользоваться созданными детьми материалами (зарисовками, макетами, аппликациями, планами и т. д.), но не книгами. Написанные изложения коллективно обсуждаются, выясняется, кто написал правильно, кто и какие ошибки допустил.
В качестве специального задания педагог может выписать на доске слова и выражения и предложить детям использовать их в изложении. Среди таких слов и выражений могут быть и ранее встречавшиеся. Включая такой речевой материал в изложения, дети используют его в новой ситуации.
Следующим из видов работы может быть назван рассказ по картинке, в которой содержатся элементы того, о чем дети читали. Такая картинка может напомнить детям содержание разных произведений или их частей.
Наконец, к числу наиболее важных видов работ по развитию речи относится сочинение. После прочтения ряда произведении на ту или иную тему и в связи с параллельно протекающей работой по картинкам, тематически связанной с прочитанным материалом, детям дается задание написать сочинение. О методике обучения сочинениям мы говорили выше, здесь лишь добавим, что в написании детьми сочинений большую помощь оказывает объяснительное чтение.
Использованная литература: Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М ., 1977.
Московский Педагогический Государственный Университет
Экзаменационная работа
Дисциплина: Методика преподавания русского языка в школе глухих.
Работу выполнила: Лапардина Н.С.
Москва, 2013 год
Информация о работе Задачи и содержание обучения разговорной речи в начальных классах школы глухих