Задачи и содержание обучения разговорной речи в начальных классах школы глухих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

1. Работа с закрытой картинкой — один из популярных ви¬дов работы.
Значение картинки в развитии речи детей давно и хорошо усвоено педагогами. Широко известно положение, высказанное К. Д. Ушинским, что стоит показать школьникам, картинку, как они заговорят.
:Глухие дети ,в несколько ином положении. Не имея возмож¬ности выразить свое впечатление о картинке, отношение к тому, что нд ней изображено, они, выражая свое удовольствие от восприятия изображенного, обычно ничего не говорят. Чтобы вызвать детей на разговор, педагоги вынуждены задавать по картинке ряд вопросов.

Файлы: 1 файл

Тема IV Развитие речи..docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Работа по развитию речи органически вплетается в процесс обучения чтению. Вся организация уроков    чтения строится на речевом общении педагога с детьми и учащимися между собой. В процессе чтения дети приобретают новый запас слов и выражений. Обсуждая свои рисунки или коллективно    выполненные макеты, аппликации, они с помощью педагога   учатся   общению, в процессе которого обращаются к книге, пользуясь ею, включают имеющиеся    в текстах слова    и выражения в свою речь. Подписывая свои рисунки, они также учатся речи. Оформляя записи под воображаемыми рисунками (под пустыми квадратиками) , учащиеся еще больше активизируются в своей речевой деятельности. Наконец, все описанные    виды работы,    построенные на вербальных средствах, обеспечивая    речевую активность детей, служат важным  средством их речевого развития.

Здесь имеет место не простое накопление слов и выражений, а организованная, обучающая коммуникация, обеспечивающая овладение новыми словами и выражениями.

Работа над речью  в связи с чтением, продолжается на уроках развития речи.

Словарь, помещенный в  книге для чтения, вошедший в программу или выходящий за ее пределы, но представляющий определенный интерес, рекомендуется записывать в словарики, о которых говорилось выше. Ведется работа по включению таких слов в речь учащихся. На практике нередко встречается не очень удачное задание — придумать предложения с таким-то словом. Оно нежизненно, так как в общении детям никогда не приходится «пристраивать» мысли к слову. Существует обратное положение: появляется мысль, которую надо выразить в словах, а точнее, мысль формируется в словах. Этому-то и важно учить, важно возбуждать мысль,    в формировании которой необходимы данные слова. Вместо придумывания предложений важно создать условия для появления   и проявления    в словах определенной мысли. Это легко может быть достигнуто    рядом приемов, например созданием ситуаций,  в которых появляется необходимость высказывания с включением в него новых слов. В данном случае мы возвращаемся   к   примеру,   -который   был описан выше. К таким приемам относится и работа с картинками, в описание которых входят новые слова.    Так, для уточнения и закрепления слое «опавшие листья», встретившихся при чтении рассказа «Экскурсия в парк»1, могут    быть проведены упражнения с показом    картинок: ребята    собирают    опавшие листья, дворник разметает опавшие листья, ежик таскает в нору опавшие листья, куры клюют опавшие листья и т. д.      Или в предложении «Собака вырвала лепешку из рук Демушки и убежала» целое сочетание слов — «вырвала лепешку из рук» — нуждается в дальнейшей работе, а для нее могут быть подобраны картинки, закрепляющие слово «лепешка» (жарит лепешку, дает ребенку лепешку, ест лепешку и др.). Для слова «вырвала»— другие картинки (вырвала книгу, вырвал деревце, вырвал перья из хвоста и др.).

К подобным работам  относится и перефразирование с заменой новых слов известными и наоборот. Но более важными являются упражнения в связной речи, включающие в себя новый речевой материал.

К таким упражнениям прежде всего относится изложение. Педагог предлагает детям написать, что они прочитали. В процессе обучения изложению педагог разрешает пользоваться созданными детьми материалами (зарисовками, макетами, аппликациями, планами и т. д.), но не книгами. Написанные изложения коллективно обсуждаются, выясняется, кто написал правильно, кто и какие ошибки допустил.

В качестве специального задания педагог может выписать на доске слова и выражения и предложить детям использовать их в изложении. Среди таких слов и выражений могут быть и ранее встречавшиеся. Включая такой речевой материал в изложения, дети используют его в новой ситуации.

Следующим из видов  работы может быть назван рассказ по картинке, в которой содержатся элементы того, о чем дети читали. Такая картинка может напомнить детям содержание разных произведений или их частей.

Наконец, к числу наиболее важных видов работ по развитию речи относится сочинение. После прочтения ряда произведении на ту или иную тему и в связи с параллельно протекающей работой по картинкам, тематически связанной с прочитанным материалом, детям дается задание написать сочинение. О методике обучения сочинениям мы говорили выше, здесь лишь добавим, что в написании детьми сочинений большую помощь оказывает объяснительное чтение.

 

Использованная литература: Зыков  С.А. Методика обучения глухих детей  языку. – М ., 1977.

 

 

 

Московский  Педагогический Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

Экзаменационная работа

Дисциплина: Методика преподавания русского языка в школе глухих.

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Лапардина Н.С.

                                                                        Факультет: Дефектологический 

                                                                            Специальность: Сурдопедагогика

                                   Группа: 407

                                                                            Работу проверила: Алмазова А.А.

 

 

 

Москва, 2013 год

 


Информация о работе Задачи и содержание обучения разговорной речи в начальных классах школы глухих