Таким образом, зарубежные исследователи,
в той или иной степени затрагивающие
вопросы российской образовательной реформы
и соответствующего ей обновления образовательного
законодательства, тесно увязывали изменения
правовых основ сферы образования с вопросами
формирования гражданского общества и
правового государства в России.
Российские ученые ставили
перед собой более практико-ориентированные
задачи. На основе изучения результатов
внедрения нового законодательства об
образовании, правоприменительной (в том
числе судебной) практики отечественным
исследователям предстояло выработать
рекомендации для последующего совершенствования
образовательного законодательства в
целях обеспечения полноценного правового
регулирования сферы образования.
В то же время решение этой масштабной
прикладной задачи было невозможно без анализа
тех новаций, которые были внедрены в данную
сферу в соответствии с Законом. В изменившихся
правовых и социально-экономических условиях
предстояло изучить новый смысл и новое
содержание самого понятия «образование».
Требовалось глубокое изучение правоотношений
по обучению и воспитанию или «образовательных
правоотношений», которые со всей очевидностью
претендовали на отделение от правоотношений
других типов. Данные исследования создавали
предпосылки для постановки вопроса о
самостоятельной отраслевой значимости
образовательных правоотношений и, как
следствие, о роли и месте образовательного
законодательства в правовой системе
России.
Литература
- Ежегодник
Российского образовательного законодательства.
- Клишас А. А., д. юр. н., профессор, заслуженный юрист
Российской Федерации;В. Н. Плигин, к. юр. н., профессор, заслуженный юрист
Российской Федерации Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации, М., 2013.
33. Болонский процессов
Российской Федерации
Начало Болонского процесса
можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров
Российского союза была принята резолюция
о первой программе сотрудничества в сфере
образования.
В 1998 году министры образования четырёх
европейских стран (Франции, Германии,
Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании
800-летия Парижского университета, сошлись во мнении,
что сегментация европейского высшего
образования в Европе мешает развитию
науки и образования. Ими была подписана
Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается
в создании общих положений по стандартизации
Европейского пространства высшего образования,
где мобильность следует поощрять как
для студентов и выпускников, так и для
повышения квалификации персонала. Кроме
того, она должна была обеспечить соответствие
квалификаций современным требованиям
на рынке труда.
Цели Сорбонской декларации
были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации,
в которой 29 стран выразили свою готовность
взять на себя обязательство повысить
конкурентоспособность европейского
пространства высшего образования, подчёркивая
необходимость сохранения независимости
и самостоятельности всех высших учебных
учреждений. Все положения Болонской декларации
были установлены как меры добровольного
процесса согласования, а не как жёсткие
юридические обязательства.
Основные цели Болонского процесса:
расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества
и привлекательности европейского высшего
образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного
трудоустройства выпускников вузов за
счёт того, что все академические степени
и другие квалификации должны быть ориентированы
на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт
новый импульс модернизации высшего профессионального
образования, открывает дополнительные
возможности для участия российских вузов
в проектах, финансируемых Европейской
комиссией, а студентам и преподавателям
высших учебных заведений — в академических
обменах с университетами европейских
стран.
Цель декларации — установление европейской
зоны высшего образования, а также активизация
европейской системы высшего образования
в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых
положений:
Принятие системы сопоставимых
степеней, в том числе через внедрение
приложения к диплому для обеспечения
возможности трудоустройства европейских
граждан и повышения международной конкурентоспособности
европейской системы высшего образования.
Введение двухциклового обучения: предварительного и выпускного. Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS, сделав её накопительной системой,
способной работать в рамках концепции
«обучение в течение всей жизни».
Существенное развитие мобильности
учащихся (на базе выполнения двух предыдущих
пунктов). Расширение мобильности преподавательского
и иного персонала путём зачёта периода
времени, затраченного ими на работу в
европейском регионе. Установление стандартов
транснационального образования.
Содействие европейскому сотрудничеству
в обеспечении качества с целью разработки
сопоставимых критериев и методологий.
Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
Содействие необходимым европейским
воззрениям в высшем образовании, особенно
в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Страны присоединяются к Болонскому
процессу на добровольной основе через
подписание соответствующей декларации.
При этом они принимают на себя определённые
обязательства, некоторые из которых ограничены
сроками:
с 2005 года начать бесплатно выдавать
всем выпускникам вузов стран-участников
Болонского процесса европейские приложения
единого образца к дипломам бакалавра и магтстра;
до 2010 года реформировать национальные
системы образования в соответствии с
основными положениями Болонской декларации.
Участниками Болонского процесса
являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Морино —
единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе.
Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.
61. Порядок лицензирования,
аккредитации образовательных учреждений
(организаций).
Постановлением Правительства РФ от
16 марта 2011 года N 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной
деятельности
Положение о лицензировании образовательной
деятельности устанавливает порядок лицензирования
образовательной деятельности образовательных
учреждений, научных организаций, иных
организаций, структурные подразделения
которых осуществляют реализацию образовательных
программ профессиональной подготовки.
Лицензирование
образовательной деятельности осуществляют:
Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющие
управление в сфере образования.
В Положении
указано, что не подлежит лицензированию:
образовательная деятельность,
осуществляемая путем проведения разовых
занятий различных видов (в том числе лекций,
стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся
итоговой аттестацией и выдачей документов
об образовании;
деятельность по содержанию
и воспитанию обучающихся и воспитанников,
осуществляемая без реализации образовательных
программ;
индивидуальная трудовая педагогическая
деятельность.
В положении определен список документов,
которые необходимо предоставить образовательному
учреждению для получения лицензии. Все
документы, представленные для получения
лицензии, регистрируются лицензирующим
органом и хранятся в течение срока действия
лицензии. Копия описи документов с отметкой
об их приеме передается соискателю лицензии.
Требовать от соискателя лицензии представления
документов, не предусмотренных Положением,
запрещается.
Решение о выдаче лицензии принимается
лицензирующим органом на основании заключения
экспертной комиссии и оформляется соответствующим
документом. Членами экспертной комиссии
не могут быть лица, состоящие в трудовых
или гражданско-правовых отношениях с
соискателем лицензии. Целью экспертизы
является установление соответствия условий
осуществления образовательного процесса,
предлагаемых соискателем лицензии, государственным
и местным требованиям в части строительных
норм и правил, санитарных и гигиенических
норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников
и работников соискателя лицензии, оборудования
учебных помещений, оснащенности учебного
процесса, образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов.
Срок рассмотрения
заявления о выдаче лицензии и
создания экспертной комиссии не может
превышать 20 дней со дня регистрации заявления
со всеми необходимыми документами. Экспертиза
проводится в течение 30 дней с даты создания
экспертной комиссии. По результатам экспертизы
подготавливается заключение о выдаче
или об отказе в выдаче лицензии.
В Положении о лицензировании образовательной
деятельности указывается, в каких случаях
лицензия теряет юридическую силу и считается
аннулированной, например, при реорганизации,
связанной с изменением организационно-правовой
формы, статуса образовательного учреждения,
или его ликвидации.
Важно знать,
что лицензирующие органы, согласно закону,
имеют право:
проводить проверки деятельности
лицензиата на предмет соответствия лицензионным
требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые
объяснения и справки по вопросам, возникающим
при проведении проверок;
составлять по результатам
проверок акты с указанием конкретных
нарушений;
выносить решения, обязывающие
лицензиата устранить выявленные нарушения,
устанавливать сроки их устранения.
В случае проверки, лицензиат обязан
предоставлять необходимую информацию
и документы, а также обеспечивать условия
для проведения проверки. В случае нарушения
лицензионных требований и условий или
наличие не устраненных нарушений лицензирующий
орган вправе приостановить действие
лицензии полностью или частично.
Лицензирующие
органы ведут реестры лицензий, в которых
указываются:
сведения о лицензирующем органе,
выдавшем лицензию;
дата принятия решения о выдаче
лицензии, ее регистрационный номер;
основание и дата переоформления
лицензии;
основание и даты приостановления
и возобновления действия лицензии;
основание и дата аннулирования
лицензии.
Образовательные
учреждения, осуществляющие образовательную
деятельность без лицензии, в том числе
в филиалах, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Для подтверждения статуса образовательного
учреждения, уровня реализуемых образовательных
программ а также соответствия содержания
и качества подготовки выпускников федеральным
стандартам и требованиям, Правительством
РФ утверждена процедура аккредитации, которая регулируется Положением о
государственной аккредитации образовательных
учреждений и научных организаций от 21
марта 2011 г.
Государственная аккредитация проводится:
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере образования;
органом исполнительной власти
субъекта РФ, осуществляющим управление
в сфере образования.