Заповеди семейного воспитания в "Домострое"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. ….3-5
1. История создания …………………………………………………6-8
2. «Домострой» о семейном воспитании …………………………...9
3. Воспитание и религия …………………………………………….10-11
4. «Наказание во спасение» ……………………………………........12-15
5. Любовь и почитание отца и матери ……………………………..16-18
6. Обязанности родителей …………………………………………..19-20
7. Отражение эпохи в «Домострое» ………………………………..21-23
Заключение …………………………………………………………..24-25
Список литературы ………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

методика воспитательной работы.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-

педагогический  университет

Институт социологии и права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Методика воспитательной работы

Тема: «Заповеди  семейного воспитания в «Домострое».

 

 

 

  Выполнила:

студентка гр. БР -211 СПВД

Елена Анисимова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………. ….3-5

  1. История создания …………………………………………………6-8
  2. «Домострой» о семейном воспитании …………………………...9

3. Воспитание и религия …………………………………………….10-11

4. «Наказание во спасение» ……………………………………........12-15

5. Любовь и почитание  отца и матери ……………………………..16-18

6. Обязанности родителей …………………………………………..19-20

7. Отражение эпохи в «Домострое» ………………………………..21-23

Заключение …………………………………………………………..24-25

Список литературы ………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Уникальность домашнего  воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью  близких взрослых в жизни ребенка  в силу его биологической и психологической зависимости от них.

Среди разнообразных  функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. 1

Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX –  начало XX столетия. Именно в это время  велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания.

Теория и опыт семейного воспитания обретали новые активные способы воздействия на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения родительской общественности. Семья и школа пришли к  признанию необходимости сотрудничества в деле воспитания и преодоления разногласий антагонизма. Более того, учителя гимназий осознали, что воспитание в учебном заведении не может быть ограничено лишь воспитывающим обучением, т.е. одним преподаванием учебных предметов.

После 1917 года и до 90-х  годов мы пережили величайший в истории человечества общественно-государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком. Общественно-государственные формы воспитания заняли господствующее положение: семья жила по законам социалистического государства. Коллективные отношения определяли строй семьи и семейного воспитания.

На первых порах социалистическое воспитание отвергло многое, если не все, что было накоплено дореволюционной  педагогикой в области воспитания детей в семье. Со временем, особенно после Великой Отечественной войны, произошла переоценка дореволюционного педагогического наследия. Было восстановлено значение наследия К. Д. Ушинского в истории русской педагогической мысли, а потом и многих других педагогов прошлого.2

Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на житейские  правила. Кодекс сведений, чувств и  навыков, которые считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: строение душевное – учение о долге душевном; строение мирское – наука о гражданском общежитии; строение домовое – наука о хозяйственном  домоводстве.

Еще в XI-XII вв. в Киевском государстве появился ряд рукописных книг – сборники статей, такие как «Пчела», «Златоуст», Изборник Святослава и др. Подобные сборники носили универсально-педагогический характер и учили человека многим жизненным добродетелям: чести, достоинству, трудолюбию, мудрости, стремлению к знаниям. Они играли большую просветительскую роль, вводя в сознание древнерусского человека имена видных античных и средневековых авторов.

К XVI веку относится сборник  наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой».

В данной работе я рассматриваю и анализирую семейное воспитание, опираясь на памятник древнерусской литературы «Домострой».

 

 A

 

 

 

 

 

 

1. История создания

«Домострой» - один из важнейших  памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русской государственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Сказались в нем и влияния деловых и хозяйственных сочинений конца XV в., в том числе и переводных (напр., польской книги M. Peя «Їywot czіowieka poczжiwego» — «Жизнь добропорядочного человека»). Таким образом, в широком смысле «Домострой» впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу. Однако окончательный результат в подборе источников и в характере самого текста, в интонации повествования и в идеологических акцентах является чисто русским, несет на себе следы русской жизни.

Образная русская речь, множество ставших теперь диалектными  слов, богатство традиционных художественно-образных формул, языковая близость к фольклорным  текстам, но также и к текстам  деловым - несомненны и доказывают участие многих лиц в создании этого памятника. Сборность его подтверждается также неоднократными повторениями, иногда даже в пределах одной и той же главы; одни и те же вещи именуются разными словами, относившимися к различным русским говорам. Но в том и состоит основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв.

Текст «Домостроя» составлялся  постепенно, из разных источников, во многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными названиями, сменявшими друг друга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд», по-гречески «смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих «слов», наиболее интересных, и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений и советов, собранных здесь, не только не являются русскими по форме, они вообще выражают не свойственный русской среде дух «монашеского православия». Именно из этих поучений вышли некоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов, связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от ветхозаветных текстов, отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости давали одностороннюю характеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдается прямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные и гражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетной только ему.

Однозначно, по мнению Д.С. Лихачёва, как памятник литературы «Домострой» складывался постепенно, однако, предположительно, в настоящем  своем виде был составлен известным  деятелем XVI века, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопом Сильвестром (он, вероятно, и назвал книгу «Домостроем»). Сильвестр - выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания, которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал в подготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в том числе в составлении и редактировании таких важных памятников. «Домострой» «сильвестровской редакции» - основное произведение писателя; он отредактировал и отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичного содержания.3

«Домострой», со своим  нарочито прикладным характером поучений, наказов, советов, избавлен от казуистических оборотов церемониального, субтильного толка. Характер изложения его нарочито прост, даже в исправлении религиозных обрядов и молитв находит естественный и практический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исход которой в Царство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческими взаимоотношениями в семье и обществе.

С «Домостроем» в истории  русской культуры связаны многие легенды и мифы – верный признак  значительности и значимости этого  памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.

«Домострой» в момент своего сложения является, по мнению Д.С. Лихачёва, порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия» (таково точное значение кальки – слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни – и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни. 4

Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в «Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как «естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья».

 

 

2. «Домострой» о семейном воспитании

Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле  после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения  считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: "Наставление отца сыну" и "Послание и наставление от отца к сыну", этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение.

Воспитательные рекомендации приведены в "Домострое" сразу  же после наставлений духовных —  что свидетельствует о том, как  ответственно относились тогда к  этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат "Как детей своих  воспитать в поучении и страхе Божьем"; "Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать"; "Как детей учить и страхом спасать"; "Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем".

Итак, что же лежало в основе семейного воспитания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воспитание и религия

Важнейший элемент воспитания детей в древнерусской семье  – это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI-XVII веках было превеликое множество. Прежде всего, дети должны были усвоить  религиозный образ жизни своих родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления не пили, не ели, не полагалось разговаривать, – это было грешно. Перед тем как лечь в постель, обязательно должны были сделать три земных поклона перед домашними иконами. И перед началом любого дела обязательно творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных и земных поклонов, при этом обязательно творилось крестное знамение. А перед едой возносился хлеб в честь Богородицы.

Вслед за старшими дети усваивали  и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному встречали и приветствовали друг друга. Это мог быть простой наклон головы, или поклон малым обычаем (когда кланялись в пояс), или поклон большим обычаем (кланялись до земли). Все зависело от сословия человека или его отношения к встречному. При виде царя или перед иконами в церкви беднейшие бояре «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола.

Особый стиль поведения  внушался девочкам и девушкам. Как  известно, дом был разделен на две  половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать. 5

Информация о работе Заповеди семейного воспитания в "Домострое"