Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:20, контрольная работа
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
Введение…………………………………………………………………. ….3-5
1. История создания …………………………………………………6-8
2. «Домострой» о семейном воспитании …………………………...9
3. Воспитание и религия …………………………………………….10-11
4. «Наказание во спасение» ……………………………………........12-15
5. Любовь и почитание отца и матери ……………………………..16-18
6. Обязанности родителей …………………………………………..19-20
7. Отражение эпохи в «Домострое» ………………………………..21-23
Заключение …………………………………………………………..24-25
Список литературы ………………………………………………….26
В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним». 6
В противном же случае, «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка…» и «если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. - то есть наказание постигнет и детей, и родителей.7
4. «Наказание во спасение»
«Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, – заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А, кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто, в чем способен и какие кому Бог возможности даст».
Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а, осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было – беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься».8
Стало быть, основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение». Иными словами, чем больше строгости, ограничений свободы, а со стороны детей – полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя, и в будущем, словно занозы вгонишь в душу свою».
Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи.
В другой главе читаем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего … и в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее.
Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение … И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет…»9.
Таким образом, мы видим, что детей воспитывать рекомендовалось самыми суровыми методами. Их можно и даже нужно было бить, пороть, наказывая за любую шалость, держать в строгом послушании и всевозможных запретах.
Иными словами, если не соблюсти эти правила, то ребенок, по заветам «Домостроя», вырастет избалованным, испорченным, ни к чему не годным и принесет одно горе, печаль и позор своей семье. «Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой». А ежели дети будут воспитаны по всем правилам, то есть «в страхе божьем и в добром наставлении и научены всякому знанию, и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - таких детей вместе с родителями Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят»10.
5. Любовь и почитание отца и матери
Что же касается самих детей, то им строго настрого предписывалось любить, почитать и во всем слушаться отца и мать, помогать родителям в старости, как бы сурово и жестоко они не обращались со своими детьми: «Чада…любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле». Иначе, если они осмелятся в чем-то перечить родителям или оскорбить их, Бог нашлет на таких нечестивых детей самые страшные проклятья и самую лютую кару. «Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери».
«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…»11.
Непримиримо отношение автора и к тем детям, которые способны поднять руку на родителей: «Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней". Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И еще сказал: "Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, - пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»
И наоборот, все блага земные и неземные будут воздаянием детям, которые чтят и любят своих родителей, подчиняются им: «Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: "Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно",- этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь, и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его»12.
На Руси существовала такая пословица: Кто насмехается над отцом и укоряет совесть матери, - пусть склюют его вороны и сожрут орлы!». По словам Н.И. Костомарова13, «почтение к родителям считалось, по нравственным понятиям, ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни» Как пишет В.В. Колесов14, одна из сильнейших мыслей Домостроя такова: «любите родителей своих только за то, что они родили вас, ведь этим единственно вы им ответить не можете» (Колесов В.В., Домострой как памятник средневековой русской культуры) Подобные соображения и становились нравственным оправданием сильной отцовской руки.
6. Обязанности родителей
В противовес сказанному выше, «Домострой» говорит и об обязанности родителей по отношению к детям, в частности, это касается рождения дочерей. Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. По обычаю того времени, заботливый отец должен заранее позаботиться о приданном для дочери - это его прямая обязанность. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят – тут все и готово». Если родители будут следовать этой разумной рекомендации, то и свадьба будет им в радость, а ежели «отец и мать незапасливы, для дочери своей…ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили», то «впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить сразу все - дорого».
Также важно понять, что забота о воспитании детей - это всегда обязанность отца и матери. По мысли Домостроя, на их плечах полностью лежит ответственность за то, какими вырастут их дети, поэтому он и рекомендует наказывать их почаще. Ведь «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня».
И наоборот, если родители хорошо воспитают своих чад, передадут им свой жизненный опыт, то и им будут дарованы все земные и неземные блага:
«Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,- такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены…».
7. Отражение эпохи в «Домострое»
В целом, обобщая приведенные цитаты, можно сделать вывод о том, что в отношениях между родителями и детьми господствовал дух рабства, но он был прикрыт ложной святостью патриархальных отношений. Все требования жестокости по отношению к детям оправдывались отеческой заботой об их душе, совести, нравственности, чистоте, подкреплялись цитатами из священного писания и вековыми изречениями народной мудрости. Но несмотря ни на какие сентенции, современному человеку, читающему о нравах того времени, легко понять, что покорность детей была по – настоящему рабской, а не детской, и что власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм, без нравственной силы. Как считает Костомаров, «чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался с детьми», ибо так предписывали церковные понятия.
Наконец, представляется важным уяснить, что в методах воспитания Домострой совсем не оригинален. Вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях. По словам И.Е. Забелина15, своеволие и дерзостное упрямство как проявления нравственной свободы человека можно было подавить только нравственной уздою.
Поэтому, в те времена били даже князей! Общество просто еще не осознавало, что телесные наказания позорны. Как пишет Л.И.Семенова, до конца XVIII века жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь или достоинство родителей; 16внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты.
Принимая во внимание такие суровые устои и правила средневековой жизни, в основе которых, несомненно, лежит византийская подоплека, мы начинаем даже замечать некоторые гуманные черты самого «Домостроя». Ведь рукой отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, но идея неотвратимости за наказание за проступок, порок или за самое страшное преступление - лень и безделье. К тому же, полезно помнить, что суровые афоризмы Домостроя всего лишь план, идея, а не закон, поэтому в конкретной ситуации многое зависело от личности отца и поведения его детей. Автор вообще советует никогда не осуществлять наказание под горячую руку («..а не то разобравшись, и поколотить»), точно перечисляет случаи, когда наказание вообще следует отменить. Порка, по Домострою, была и физическим действием и актом справедливости.
Не стоит забывать, что в русском языке до XIV века слово «наказати» означало «поучать», «воспитывать», и только сравнительно поздно, в XVII веке, получило значение «карать». Поэтому очень часто в Домострое происходит такого рода путаница, и там, где автор имеет в виду просто «поучать», мы с ужасом воспринимаем, как совет «наказывать», «казнить»: «Наказывай сына своего в юности…». По мысли Колесова, наши нападки на «Домострой» как символ насилия в семье во многом объясняются поверхностным знакомством с этим памятником17.
Информация о работе Заповеди семейного воспитания в "Домострое"