Заповеди семейного воспитания в "Домострое"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. ….3-5
1. История создания …………………………………………………6-8
2. «Домострой» о семейном воспитании …………………………...9
3. Воспитание и религия …………………………………………….10-11
4. «Наказание во спасение» ……………………………………........12-15
5. Любовь и почитание отца и матери ……………………………..16-18
6. Обязанности родителей …………………………………………..19-20
7. Отражение эпохи в «Домострое» ………………………………..21-23
Заключение …………………………………………………………..24-25
Список литературы ………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

методика воспитательной работы.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы приходим к выводу, что «Домострой» является не более, чем отголоском своего времени. В деле воспитания детей он объективно отражает обычаи, и нравы своего времени, как это было и в отношении к женской доле. Ежели его рекомендации нам кажутся чересчур жестокими, то это просто от того, что памятник был составлен в суровый век, когда люди еще не знали, что такое гуманность, свобода и права отдельной личности и готовы были умереть от страха при мысли о Божьей каре. Как говорится, каков век, таковы и нравы!

С другой стороны, все  чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в  вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку и рукоделию, наказывай за провинности. И в этой гениальной простоте — непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после "Домостроя".

 

 

Заключение

Памятник классической литературы - «Домосторой» - каждое новое  поколение читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не даём «Домострою» однозначных отрицательных  характеристик, но - в зависимости  от установки - полярно оцениваем  положительные его черты. Для одних это - возвращение к принципам "мещанской морали", которые оказываются необходимыми в известные моменты: "Не кради, не бей жену, не пей, соседей не обманывай, не хватайся за оглоблю при каждом вопросе, не сморкайся в скатерть, когда тебя в гости позовут и т. д.". В сущности, весь набор порядочности человеческой и есть мещанская мораль. Она не руководствуется стремлением передать человечество - ну, и что же, разве только то хорошо, что ведет на баррикады? В ней заложены человеческие вечные ценности, и самое главное - здравый смысл. Другие воспринимают традиции Домостроя глубже и основательнее. В трудах русских философов XIX в. представлено объяснение многих особенностей русского мировоззрения - на фоне проблем, затронутых в Домострое. Не говоря уж о славянофилах, даже рьяные западники, как это ни парадоксально, упрекая своих современников во многих пороках и слабостях, по существу, сожалели о тех временах, когда у их соотечественников были "домашний очаг", "привычки и правила", "симпатия и любовь", - а теперь "все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев..." Прежние представления о чужом и своем оказались разрушенными. Мир и Дом поменялись местами, и Дом опрокинут в Мир, обеднив его. Утрачивая Дом, человек становился бездомным изгоем, опустошенным бродягой. "Гулящие люди" бродят по свету, и Мир предстает неуютным, связи разорваны, и нет ни родства, ни природы - Рода, о котором во всех его ипостасях так тоскуют писатели XX века, от Пришвина до Распутина. Философ ХХ в. Н.Бердяев говорит: «Россия ХVI века, крепкая религиозным чувством, богатая государственным смыслом, нуждалась до крайности и во внешней цивилизации и в умственном просвещении. Именно таково исходное положение, с которого начиналось развитие новой России. «Домострой» провел эту грань между старой и новой Россией, и важно было проследить пути органического развития традиции изнутри себя самой…» «Прошлое всегда продолжает жить и действовать», - замечает Бердяев, поскольку - "история дана нам не извне, а изнутри" - она в нас самих. "Пафос злобной ненависти к прошлой культуре", - продолжает философ, - объясняется незнанием этой культуры, но знать ее необходимо как историю своего же духа, ведь "человек менял одежды и идеи, но сам изменялся мало", "до сих пор родовая мораль определяет нравственные оценки, до сих пор призрачные чувства владеют людьми. Мораль племени еще сильна".18

Когда читаешь «Домострой», то невольно приходят на ум слова другого  русского философа – Владимира Соловьева, с которыми я полностью согласна: «От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями и упованиями; наконец, церковь, окончательно избавляющая нас от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с тем, что вечно и безусловно.

Итак, о чем же думать? Живи жизнью целого, раздвинь во все  стороны границы своего маленького я, "принимай к сердцу" дело других и дело всех, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определение. В таком взгляде есть начало правды, но только начало, остановиться на нем невозможно - дело вовсе не так просто, как кажется».19

 

 

Список литературы

1. Анненков Н.И., статья «Воспитание детей»

2. Бердяев Н.А. Статьи. – http://www.Berdyaew.ru

3. Волков, Н.В. Статистические  сведения о сохранившихся древнерусских  книгах Х1 – ХУ1 вв. и их указатель.  – СПб.: Изд-во «Питер», 1994.

4. «Домострой». Перевод с древнерусского Д.В.Колесова. СПб, 1998.

5. Забелин И.Е «Домострой»  по Списку Общества истории и древностей российских. М.: Изд-во МГУ, 1882.

6. Колесов В.В., Домострой  как памятник средневековой русской  культуры

7. Костомаров Н.И., Быт  и нравы русского народа в  XVI и XVII веках, издательство «Просвещение»,1995.

8. Ключевский В.О. Курс  русской истории, http://www.kulichki.com

9. Лихачев, Д.С. Великий  путь. – М.: Изд-во «Мир», 1987.

10. Лихачев, Д.С. Исследования  по древнерусской литературе. –  Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

11. Новикова Ольга,  Статья «Домострой» о воспитании детей... http://www. olganowikowa.ru

12. Орлов А.А. «Домострой»:  Исследование. – М.: Изд-во МГУ, 1917, ч.1.

13. Прохоров, Г.М. Памятники переводной и русской литературы 16 в. – Спб.: изд-во «Нева», 1987.

14. Розов Н.Н. Книга Древней Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

15. Соловьев В.А. –  Статьи: Записки Академии наук. char.ru›288/259544.htm

16. Соловьев С.М., История России с древнейших времен. Т.7, гл.1, ч.5.

17.Семенова Л.И., Очерки  истории быта. http://www encspb.ru

Размещено на A

1 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2 Семейное воспитание: Хрестоматия: учебное пособие для студентов выс. пед учеб. заведений/ сост. П.А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3 Лихачев, Д.С. Великий путь. – М.: Изд-во «Мир», 1987.

4 Лихачев, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

5 Новикова Ольга, Статья «Домострой» о воспитании детей... http://www. olganowikowa.ru

6 «Домострой», гл.17

7 «Домострой», гл. 15.

8 «Домострой», гл. 15.

9 «Домострой». Перевод с древнерусского Д.В.Колесова. СПб, 1998.

10 «Домострой!, гл 15.

11 «Домострой», гл. 18.

12 «Домострой», гл.18.

13 Костомаров Н.И., Быт и нравы русского народа в XVI и XVII веках, издательство «Просвещение»,1995.

14 Колесов В.В., Домострой как памятник средневековой русской культуры

15 Забелин И.Е «Домострой» по Списку Общества истории и древностей российских. М.: Изд-во МГУ, 1882.

16 Семенова Л.И., Очерки истории быта. http://www encspb.ru

17 Колесов В.В., Домострой как памятник средневековой русской культуры

18 Бердяев Н.А. Статьи. – http://www.Berdyaew.ru

19 Соловьев В.А. – Статьи: Записки Академии наук. char.ru›288/259544.htm




Информация о работе Заповеди семейного воспитания в "Домострое"