Защита прав и правовое воспитание ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка".
Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. -- все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие "жестокое обращение с детьми" включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 Однако после принятия Декларации  прав ребенка возникла необходимость  принятия нового документа - Конвенции.

 

 Международные документы, в  том числе о правах человека, условно можно разделить на  две большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

 

 Время и ухудшение положения  детей потребовали от мирового  сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании правам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

 

 По сравнению с Декларацией  о правах ребенка 1959 года, где  было 10 коротких, носящих декларативный  характер положений (они именовались  принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все  моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декларации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

 

 Конвенция имеет равное значение  для всех народов во всех  регионах мира. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает  общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

 

 Зарубежные и отечественные  исследователи, говоря об истории  Декларации и о Конвенции, ограничиваются  перечисленными выше фактами (подробно  или менее подробно излагая  их). Зарубежных авторов можно понять, они, очевидно, недостаточно знают историю российской педагогической мысли. Удивляют отечественные исследователи, многие из которых не считают нужным упомянуть имя видного педагога, страстного борца за права детей, свободное воспитание личности - К.Н. Вентцеля. Он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка, опираясь на гуманистическую отечественную философскую мысль. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную декларацию ООН.

 

 Международное сообщество высоко  оценило Конвенцию как выдающийся  гуманистический документ нашего  времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ  на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

 

 Конвенция - документ особого  социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание  ребенка частью человечества, недопустимость  его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

 

 Конвенция - правовой документ  высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.

 

 Конвенция - документ высочайшего  педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

 

 Идеи Конвенции должны внести  много принципиально нового не  только в наше законодательство, но и прежде всего в наше  сознание.

 

 Основная идея Конвенции  заключается в наилучшем обеспечении  интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

 

 Конвенция утверждает ряд  важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

 

 Согласно Конвенции ребенком  является каждое человеческое  существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

 

 Признавая ребенка самостоятельным  субъектом права, Конвенция охватывает  весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

 

 Кратко содержание всех 54 статей  Конвенции можно изложить следующим  образом:

 

 Каждый ребенок имеет неотъемлемое  право на жизнь, а государства  обеспечивают в максимально возможной  степени выживание и здоровое развитие ребенка.

 

 Каждый ребенок имеет право  на имя и гражданство с момента  рождения.

 

 Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся  проблемами детей, первоочередное  внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

 

 Государства обеспечивают осуществление  каждым ребенком всех прав  без какой-либо дискриминации  или различий.

 

 Дети не должны разлучаться  со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

 

 Государства должны содействовать  воссоединению семей, разрешая въезд  на свою территорию или выезд  из нее.

 

 Родители несут основную  ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

 

 Государства должны обеспечивать  защиту детей от причинения  им физического или психологического  ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

 

 Государства обеспечивают подходящую  замену ухода за детьми, у которых  нет родителей. Процесс усыновления  тщательно регулируется, чтобы обеспечить  гарантии и юридическую обоснованность  в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

 

 Неполноценные дети имеют  право на особое обращение, образование  и заботу.

 

 Ребенок имеет право на  пользование наиболее совершенными  услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

 

 Начальное образование должно  быть бесплатным и обязательным.

 

 Школьная дисциплина должна  поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

 

 Дети должны иметь время  на отдых, игры и одинаковые  возможности заниматься культурной  и творческой деятельностью.

 

 Государства должны обеспечивать  защиту ребенка от экономической  эксплуатации и работы, которая  может помешать получению образования  или нанести ущерб его здоровью  и благополучию.

 

 Государства должны защищать  детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

 

 Принимаются все меры для  прекращения похищения детей  и торговли ими.

 

 Смертная казнь или пожизненное  тюремное заключение не назначаются  за преступления, совершенные лицами  в возрасте до 18 лет.

 

 Дети должны содержаться  под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться  пыткам или жестокому и унижающему  достоинство обращению.

 

 Чтобы активизировать внимание  мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела  Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29-30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы XX столетия. Главы 159 делегаций дали обещание: попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием, обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Все правительства обещали пересмотреть свои планы и бюджеты и до конца 1991 года принять решения относительно национальных программ действий.

 

 Принятие Всемирной декларации  об обеспечении выживания, защиты  и развития детей и Плана  действий по ее осуществлению - это не только Совместное  обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о создании  нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будут определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них. В этом суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече.

 

 Принципы этой этики закреплены  в Конвенции о правах ребенка. В итоговом документе встречи говорится о необходимости всемерного соблюдения Конвенции. Выполнение или нарушение ее должно незамедлительно становиться вопросом национальной озабоченности, национальной гордости или национального стыда.

 

 Конвенция создала механизм, который контролирует выполнение ее принципов. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в обеспечении выполнения прав ребенка, создан Комитет по правам ребенка. Его состав и функции определены статьями 43-45 Конвенции о правах ребенка.

 

 В соответствии с пунктом 1 ст. 44 Конвенции о правах ребенка  государства-участники обязуются  представлять Комитету через  Генерального секретаря ООН доклады  о реализации положений Конвенции.

 

 Первоначальный доклад представляется  страной, ратифицировавшей Конвенцию, через 2 года, а последующие - через каждые 5 лет.

 

 Комитет разработал рекомендации  по содержанию информации, включаемой  в доклады государств-участников. Доклады Комитету по правам  ребенка от государств, которые  ратифицировали Конвенцию, являются исключительно важными для процесса контроля. Комитет понимает, что как бы тщательно доклады ни составлялись, сколь подробными они ни были, официальные доклады редко могут охватить полную картину прав ребенка в данной стране. Поэтому Комитет кроме официального доклада собирает сведения от неправительственных, межправительственных организаций, включая ЮНИСЕФ, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительств. При обсуждении доклада Комитет учитывает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей.

 

 Конвенция о правах ребенка  коренным образом изменила отношение  к детям в мире. На международном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и политические, социальные, культурные, экономические. Подтверждением этого является ратификация Конвенции почти всеми странами мира. 191 государство является участниками Конвенции. Только 2 государства пока еще не присоединились к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, она стала единственным в истории договором по правам человека, ратифицированным таким количеством стран.

Информация о работе Защита прав и правовое воспитание ребенка дошкольного возраста