Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. 70 % времени ребенок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровье сберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследования 5
2. Принципы и цели здоровьесберегающей технологии 6
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия 8
4. Игровая технология на уроке 11
5. Личностно-ориентированное обучение 12
6. Правильное питание 14
7. Дополнительные направления здоровьесберегающей технологии 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КЗ здоровьесбер1.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1.

Исследования

5

2.

Принципы и цели здоровьесберегающей технологии

6

3.

Спортивно-оздоровительные мероприятия

8

4.

Игровая технология на уроке

11

5.

Личностно-ориентированное обучение

12

6.

Правильное питание

14

7.

Дополнительные направления здоровьесберегающей технологии

15

 

Заключение

17

 

Список использованной литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Охрану здоровья детей можно назвать  приоритетным направлением деятельности всего общества. Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Состояние здоровья подрастающего поколения  – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и  дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся  в последние годы значительное ухудшение  здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной  проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что  одним из необходимых условий  достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий  для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Актуальность  данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства  в здоровьесберегающем образовании. 70 % времени ребенок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения  здоровье сберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Судя по статистике, практика показала, что лишь малая часть выпускников относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

 Процесс  организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. 

Подготовка  к здоровому образу жизни ребенка  на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исследования

    Исследования  последних лет показывают, что  около 25 – 30% детей, приходящих  в 1-е классы, имеют те или  иные отклонения в состоянии  здоровья.

За период обучения детей в школе число  здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается  с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

А ведь «школьный  фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности  фактор, влияющий на здоровье детей. В  настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели  к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Принципы и цели здоровьесберегающей технологии

Термин  «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

     -    формирование системы  спортивно-оздоровительной работы.

    В  качестве основополагающих принципов  здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
  • творческий характер образовательного процесса.
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности.
  • принцип целостности.
  • осознание ребёнком успешности в любых видах  деятельности.
  • рациональная организация двигательной активности.
  • обеспечение адекватного восстановления сил.
  • обеспечение прочного запоминания.
  • комплексная система закаливания детей.

             По результатам НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и  подростков, Научного центра здоровья  детей и Российской академии  медицинских наук причиной резкого  снижения уровня здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста являются:

- падение  уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая  обстановка в России;

- ухудшение  состояния здоровья матерей;

- стрессы;

- дефицит  двигательной активности;

- массовая  безграмотность родителей в вопросах  сохранения здоровья детей;

- неполноценное  питание;

- факторы  риска, имеющие место в общеобразовательных  учреждениях, которые приводят  к дальнейшему ухудшению здоровья  детей от первого к последнему  году обучения;

- нарастающая  интенсификация учебного процесса.

 Сегодня  медики не в состоянии справиться  с проблемами ухудшения здоровья, поэтому вопрос о формировании  осознанного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни решается  в стенах школьных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Спортивно-оздоровительные мероприятия

 

       Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

      Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).

Движение  стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию  высшей психической и эмоциональной  сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

Поэтому в  режим дня учащихся введены уроки  физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные  перемены. С их помощью мы увеличили  объём двигательной активности школьников. Так, например, физкультурные паузы  представляют собой комплекс упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого  урока Время проведения 2-3 минуты.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые  не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также  способствовать расслаблению мышц, выполняющих  значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Проведение  физкультминуток в начальных  классах, является обязательным пунктом  на каждом уроке. Физкультминутки я  провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном классе.

 

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физ.минуток я включаю:

  • упражнения по формированию правильной осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Обязательное  условие эффективного проведения физкультминуток  – положительный эмоциональный  фон. Выполнение упражнений со скучающим  видом, нехотя, как бы делая одолжение  учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Последние научные  исследования выявили прямую зависимость  между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:

  • подготовить руку к письму;
  • предотвратить появления писчего спазма;
  • развить внимание, терпение;
  • стимулировать фантазию;
  • научиться управлять своим телом;
  • активизировать работу мозга.

Большое оздоровительное  значение в режиме дня учащихся имеет  перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между  уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Здоровьесберегающее обучение

  • направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся;
  • опирается на - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
  • достигается через – учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появление и сохранение интереса  к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся;  инициацию разнообразных видов деятельности;
  • приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Игровая технология на уроке

 

Игровая технология. В своей практике  широко использую нестандартные  уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и  другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами   соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими  приёмами и методами организации  учебных занятий укрепляют мотивацию   на изучение предмета, помогает вызвать  положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на уроках русского языка, математике, окружающего  мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно  возрастает, детям значительно легче  учиться вместе. организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностно-ориентированное обучение

 

В последние  годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учётом природы  конкретного ребёнка, его задатков, способностей, возможностей и т.д. при  такой работе учитель вступает в  новую для себя позицию - быть одновременно и предметником, и психологом. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной  системы.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии