Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. 70 % времени ребенок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровье сберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследования 5
2. Принципы и цели здоровьесберегающей технологии 6
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия 8
4. Игровая технология на уроке 11
5. Личностно-ориентированное обучение 12
6. Правильное питание 14
7. Дополнительные направления здоровьесберегающей технологии 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КЗ здоровьесбер1.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

Личностно-ориентированное  обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приёмов с целью максимального сохранения здоровья ребёнка в школе.

Очень часто  родители слышат от учителя: «Да ваш  сын не слышит меня на уроке, не видит  учителя в классе!» Почему? Оказывается, у каждого человека есть ведущий  глаз и ведущее ухо. Ребёнок учится одним глазом, второй глаз – не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз?

Берём лист бумаги с вырезанным посредине кругом диаметром 2-2,5 см. На вытянутых руках учащийся держит этот лист и смотрит в круг учителю в переносицу. Учитель находится от ученика на расстоянии 3-х метров. И мы увидим ведущий глаз ребёнка: левый или правый  (Пг., Лг.). Очень важно определить ведущий глаз. От этого зависит место посадки ребёнка в классе. Все правоглазые дети должны сидеть за партой у окна или занимать место первого варианта в среднем ряду. Левоглазые дети – в среднем ряду и у двери, т.е. в третьем ряду.

     Слышит нас ребёнок тоже одним  ухом. Второе даёт дальность и  направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо?  Очень просто. Дать наручные часы  и сказать: «Послушай, как они  тикают». Ученик бессознательно  подносит их к ведущему уху:  левому или правому  (Пу., Лу.).

     Что ещё даёт учителю и родителям  выявление ведущих уха и глаза?  Эта работа помогает понять  природу конкретного ребёнка,  выявить группы риска по тем  или иным заболеваниям. Таких  групп восемь. Приведём примеры:

  • Мальчики Пг.Лу. –очень высокий уровень памяти, внимания, учатся легко, наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.
  • Мальчики Лг.Лу. – учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребёнок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания – психоневротические.
  • Девочки Пг.Лу. – это группа риска по эндокринным системам. Повышена масса тела, уязвима щитовидная железа, аллергические реакции. Учатся хорошо. Художественно-конструктивный тип мышления.
  • Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметром – 30 см). Каково же их значение?
  • Жёлтый круг уменьшает чувство страха  у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
  • Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
  • Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
  • Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись.
  • Оранжевый круг -  цвет творчества, будит фантазию. 

К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматерапию. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух.

 

6.Правильное питание

 

Нельзя  говорить о здоровье школьников, и  не поговорить о правильном питании. Программа «Разговор о правильном питании»,  автор Марьяна Михайловна Безруких, Татьяна Андреевна Филиппова  и Александра Германовна Макеева, нашла  отклик  у моих детей и родителей.  Эта программа реально позволяет  формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать  навыки правильного питания. Как  показала практика, программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной  человеческой ценности. На классных часах  мы разбирали темы:  Как правильно  есть.  Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Как утолить жажду. Большой интерес вызвали праздники:  На вкус и цвет товарищей нет. Праздник каши. КВН «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты». Экскурсии  в магазин «Магнит» оставила большое  впечатление. Дети расставляли возле  продуктов разноцветные флажки. Около  продуктов, которые можно есть каждый день (рыба, мясо, молочные продукты овощи, фрукты и хлеб) - дети поставили зелёные  флажки. Жёлтые флажки поставили около  продуктов, которые можно есть в  небольших количествах (сметана, яйца, сыр, орехи, ягоды), и красные флажки около тортов, газировки, копчёной колбасы, их есть нужно очень редко.

Ученики всей начальной школы получают горячие  завтраки. Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе обучения, программа позволяет формировать  у детей сознательное отношение  к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

 

 

 

 

 

7.Дополнительные направления здоровьесберегающей технологии

 

      Необходимо сказать и о   дополнительных направлениях работы  для формирования знаний, умений  и навыков здорового образа  жизни, для создания условий  сохранения здоровья младших  школьников - это:

  • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
  • Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
  • Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
  • Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
  • Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
  •       Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
  •       Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
  • Обобщая вышесказанное, я с уверенностью могу сказать, что здоровьесберегающие технологии в школе-это не миф, а реальность. На собственном опыте я убедилась: в первую очередь нужно желание по внедрению этих технологий в процесс обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщив опыт по использованию технологий здоровьесбережения, пришла к выводу, что работу необходимо продолжать, т.к. имеются положительные результаты данной деятельности. Мои ребята стали больше уделять внимание здоровью, а их родители отдают предпочтение здоровому образу жизни. Дети стали меньше болеть, улучшилась посещаемость. Жизненная активность помогла в учебе, ребята стали лучше учиться, меньше уставать.

В данной работе показаны различные здоровьесберегающие технологии, а также рассказано о различных мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний.  

В заключение, хочется процитировать  слова Жан Жака Руссо «Чтобы сделать  ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  Использованной литературы

 

  1. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2011 
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
  3. 7. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : Аркти, 2008
  4. Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград: Учитель, 2009
  5. Соколова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара 2008
  6. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008
  8. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2009 г
  9. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г
  10. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009
  11. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» № 3 2006г., №5 2008г., №3 2009г., №5 2010г

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии