Личностно-ориентированное
обучение является здоровьесберегающей
технологией. Что же это такое? Это совокупность
методов и приёмов с целью максимального
сохранения здоровья ребёнка в школе.
Очень часто
родители слышат от учителя: «Да ваш
сын не слышит меня на уроке, не видит
учителя в классе!» Почему? Оказывается,
у каждого человека есть ведущий
глаз и ведущее ухо. Ребёнок учится
одним глазом, второй глаз – не ведущий,
он помогает первому. Как определить
ведущий глаз?
Берём лист
бумаги с вырезанным посредине кругом
диаметром 2-2,5 см. На вытянутых руках учащийся
держит этот лист и смотрит в круг учителю
в переносицу. Учитель находится от ученика
на расстоянии 3-х метров. И мы увидим ведущий
глаз ребёнка: левый или правый (Пг.,
Лг.). Очень важно определить ведущий глаз.
От этого зависит место посадки ребёнка
в классе. Все правоглазые дети должны
сидеть за партой у окна или занимать место
первого варианта в среднем ряду. Левоглазые
дети – в среднем ряду и у двери, т.е. в
третьем ряду.
Слышит нас ребёнок тоже одним
ухом. Второе даёт дальность и
направленность слухового восприятия.
Как определить ведущее ухо?
Очень просто. Дать наручные часы
и сказать: «Послушай, как они
тикают». Ученик бессознательно
подносит их к ведущему уху:
левому или правому (Пу., Лу.).
Что ещё даёт учителю и родителям
выявление ведущих уха и глаза?
Эта работа помогает понять
природу конкретного ребёнка,
выявить группы риска по тем
или иным заболеваниям. Таких
групп восемь. Приведём примеры:
- Мальчики Пг.Лу. –очень высокий уровень памяти, внимания, учатся легко, наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.
- Мальчики Лг.Лу. – учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребёнок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания – психоневротические.
- Девочки Пг.Лу. – это группа риска по эндокринным системам. Повышена масса тела, уязвима щитовидная железа, аллергические реакции. Учатся хорошо. Художественно-конструктивный тип мышления.
- Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметром – 30 см). Каково же их значение?
- Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
- Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
- Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
- Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись.
- Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
К одному из
направлений здоровьесберегающих технологий
можно отнести ароматерапию. Её мы используем
при профилактике простудных заболеваний.
Во время эпидемий гриппа в классах и школьной
столовой используем бактерицидные и
противовоспалительные свойства некоторых
растений (лука, чеснока). Во всех классах
много комнатных растений, которые очищают
воздух.
6.Правильное
питание
Нельзя
говорить о здоровье школьников, и
не поговорить о правильном питании.
Программа «Разговор о правильном
питании», автор Марьяна Михайловна
Безруких, Татьяна Андреевна Филиппова
и Александра Германовна Макеева, нашла
отклик у моих детей и родителей.
Эта программа реально позволяет
формировать у детей сознательное
отношение к своему здоровью, осваивать
навыки правильного питания. Как
показала практика, программа способствует
воспитанию у детей культуры здоровья,
осознанию ими здоровья как главной
человеческой ценности. На классных часах
мы разбирали темы: Как правильно
есть. Что надо есть, если хочешь
стать сильнее. Как утолить жажду.
Большой интерес вызвали праздники:
На вкус и цвет товарищей нет. Праздник
каши. КВН «Овощи, ягоды и фрукты
- самые витаминные продукты». Экскурсии
в магазин «Магнит» оставила большое
впечатление. Дети расставляли возле
продуктов разноцветные флажки. Около
продуктов, которые можно есть каждый
день (рыба, мясо, молочные продукты овощи,
фрукты и хлеб) - дети поставили зелёные
флажки. Жёлтые флажки поставили около
продуктов, которые можно есть в
небольших количествах (сметана, яйца,
сыр, орехи, ягоды), и красные флажки
около тортов, газировки, копчёной колбасы,
их есть нужно очень редко.
Ученики
всей начальной школы получают горячие
завтраки. Понятие «правильное питание»
успешно формируется в процессе
обучения, программа позволяет формировать
у детей сознательное отношение
к своему здоровью, осваивать навыки
правильного питания.
7.Дополнительные
направления здоровьесберегающей технологии
Необходимо сказать и о
дополнительных направлениях работы
для формирования знаний, умений
и навыков здорового образа
жизни, для создания условий
сохранения здоровья младших
школьников - это:
- Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
- Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
- Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
- Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
- Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
- Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
- Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
- Обобщая вышесказанное, я с уверенностью могу сказать, что здоровьесберегающие технологии в школе-это не миф, а реальность. На собственном опыте я убедилась: в первую очередь нужно желание по внедрению этих технологий в процесс обучения.
Заключение
Обобщив
опыт по использованию технологий здоровьесбережения,
пришла к выводу, что работу необходимо
продолжать, т.к. имеются положительные
результаты данной деятельности. Мои ребята
стали больше уделять внимание здоровью,
а их родители отдают предпочтение здоровому
образу жизни. Дети стали меньше болеть,
улучшилась посещаемость. Жизненная активность
помогла в учебе, ребята стали лучше учиться,
меньше уставать.
В данной
работе показаны различные здоровьесберегающие
технологии, а также рассказано о различных
мероприятиях, которые уменьшают риск
возникновения заболеваний.
В заключение, хочется процитировать
слова Жан Жака Руссо «Чтобы сделать
ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Список
Использованной литературы
- Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2011
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
- 7. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : Аркти, 2008
- Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград: Учитель, 2009
- Соколова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара 2008
- Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008
- Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2009 г
- Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009
- Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» № 3 2006г., №5 2008г., №3 2009г., №5 2010г