Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:37, реферат
Цель исследования: изучение значения игры в системе обучения дошкольников изодеятельности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является игра дошкольников на занятиях рисования.
Гипотеза исследования: игра на занятиях рисования помогает формировать творческую личность дошкольников, если содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников
1.2 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству
1.3 Импровизация в изодеятельности
1.4 Игра как форма коллективной работы на занятиях изодеятельностью
1.5 Значение игры в системе обучения
Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения
Заключение
Литература
последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
обучение языку
целенаправленное, систематизированное
использование
отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
использование на занятиях изобразительным
искусством технических средств
обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры,
и специальных наглядных
активное изучение детьми
под руководством педагога натуры (наблюдения,
наброски и зарисовки по теме, рисование
по памяти), предметов декоративно-
введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
введение в структуру
занятия игровых элементов и
художественно-дидактических
систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. 8
Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. 9
Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.
На все этапы занятия,
по возможности, следует вводить
творческие, импровизированные и
проблемные задачи. Одно из главных
требований при этом - предоставление
детям возможно большей педагогически
целесообразной самостоятельности, что
не исключает оказания им, по мере необходимости,
педагогической помощи. Так, например,
в начальных классах, особенно в
первом, учитель, предлагая тот или
иной сюжет, во многих случаях может
обратить внимание дошкольников на главное,
что обязательно и в первую
очередь нужно изобразить, может
показать на листе примерное расположение
объектов композиции. Эта помощь естественна
и необходима и не приводит к пассивности
малышей в изобразительном
1.3 Импровизация в изодеятельности
Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. В соответствии с возможными подходами к проблемному обучению, изложенными в начале этой главы, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения проблемных задач, как постановка перед дошкольниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у дошкольников видение новых функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у детей умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, мобилей, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из "бросовых" материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п. всегда выступает для детей проблемной задачей10.
Еще одним важным условием
развития художественного творчества
детей является разнообразие применяемых
при изобразительной, декоративной,
дизайнерской деятельности художественных
материалов и техник. Детям для
выполнения заданий предлагают такие
материалы как карандаш, акварель
или гуашь, цветные мелки, уголь,
черная тушь, цветная или тонированная
бумага различных размеров и др.
В каждом конкретном случае выбор
художественного материала
На занятиях изобразительного искусства необходимо стремиться к тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.
Дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве дети успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Очень любят дети рисовать тушью - пером или кистью. 11
Важно помнить и о смене
видов изобразительной
1.4 Игра как форма
коллективной работы на
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование12.
Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной
деятельности нам хотелось бы обратить
внимание на ее воспитательную ценность:
работы, выполненные коллективно, могут
быть использованы для оформления класса,
школы. В этом случае художественное
творчество приобретает общественно
полезную направленность, которая оказывает
положительное влияние на нравственный
облик ребенка. Различные попытки
возможных объединений детей
в группы вызваны стремлением
преодолеть несоответствие между фронтальной
работой воспитателя с
Промежуточной формой воспитательного
воздействия можно считать
1.5 Значение игры в системе обучения
Как показывает опыт работы,
необходимым условием эффективности
развития художественного творчества
детей является введение в структуру
уроков изобразительного искусства
отдельных игровых элементов
и художественно-дидактических
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. 14
Существенное значение игры
в воспитании художественно-творческой
активности на занятиях изобразительного
искусства обусловлено тем, что
она всегда связана с переживанием
ребенком положительного эмоционального
состояния; введение игровых ситуаций
увлекает ребенка, создает благоприятный
эмоциональный тонус, стимулирует
проявление творческих способностей.
Игровые моменты в
На занятиях изобразительного
искусства мы использовали в основном
кратковременные игровые
Для осмысления роли игры в процессе изобразительного творчества дошкольников, разработки конкретной методики ее применения мы использовали данные исследований игровых приемов в обучении изобразительной деятельности дошкольников (ЕА. Флерина, А.А. Волкова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова В.Н. Зинченко и др.), а также работы, посвященные этой проблеме применительно к дошкольному возрасту (А.А. Баранов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузин и др.). 16
Художественно-дидактические
игры влияют на развитие у детей
мышления и образных представлений,
ибо в них требуется выполнить
логические операции анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения
и т.п. В игровой деятельности
интенсивно развиваются наблюдательность,
зрительная память, глазомер, воображение;
в художественно-дидактических
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное.
Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры "Кто первый?", "Кто быстрее?", "Кто больше?" и т.п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов18.
В школе дети принимают
участие в разнообразных играх:
сюжетно-ролевых, играх-драматизациях,
дидактических, подвижных. Взаимосвязь
изобразительной деятельности с
игрой создает личностно
В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.
Информация о работе Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности