Значение общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:26, научная работа

Описание работы

Взаимоотношения со сверстниками несут огромное количество разнообразных эмоций. Родители иногда даже не догадываются о том, что переживают их дети. От того как сложатся первые отношения зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Первый опыт общений определяет отношение к людям, к миру в целом. В общем, общение - это обмен информацией. Общение может быть вербальным и невербальным. И то и другое является неотъемлемой частью развития взаимоотношений.

Файлы: 1 файл

Общение сверстников.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Воропаева М. А.

Значение общения дошкольников со сверстниками

ФГБОУ ВПО «АГАО» (г. Бийск)

В дошкольном возрасте в жизни ребенка появляются другие дети - сверстники. Между ними складывается иная сложная система отношений, чем во взаимодействии со взрослыми. Ж. Пиаже привлек внимание детских психологов к сверстнику, как важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, которое способствует разрушению эгоцентризма. Большинство психологов в настоящее время признают важность сверстника в психическом и других областях развития ребенка.

Взаимоотношения со сверстниками несут огромное количество разнообразных эмоций. Родители иногда даже не догадываются о том, что переживают их дети. От того как сложатся первые отношения зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Первый опыт общений определяет отношение к людям, к миру в целом. В общем, общение - это обмен информацией. Общение может быть вербальным и невербальным. И то и другое является неотъемлемой частью развития взаимоотношений.

Содержание  общения детей значительно меняется от трех к шести-семилетнему возрасту. В младшем дошкольном возрасте (2-3 года) дети ждут соучастия от сверстников в своих играх и забавах. Детям важно внимание со стороны взрослого и оценка своих действий, нежели успехи сверстников. В четыре года резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка. Но иногда ребенок может предпочесть одиночную игру. К шестилетнему возрасту у детей появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более глубокие отношения между детьми.

Однако общение  со сверстниками не протекает без  участия взрослого. Ему необходимо организовывать и направлять этот процесс. Для этого нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Ведущей деятельностью дошкольников является игра, через нее и происходит в основном взаимодействие детей друг с другом. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью установления контактов, применения норм поведения по отношению к сверстникам. В игре от ребенка требуются такие качества, как инициативность, общительность, способность согласовывать свои действия с действиями группы сверстников. В игре есть два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Ребенок принимает на себя роль и относится к другим персонажам в соответствии с ней. Реальными взаимоотношениями являются отношения детей друг к другу как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.

Организованная игра со сверстниками способствует развитию разных сторон речи ребенка, коммуникабельности, активности, регуляции эмоций, координированности своих действий. Все это необходимо для становления гармонично развитой личности человека.

Общение дошкольников со сверстниками протекает более раскованно, непринужденно, позволяет самовыражаться ребенку, не имеет строгих регламентов и поэтому требует от ребенка больших усилий нежели общение со взрослым, который задает тему для беседы, наводящие вопросы, показывает образец общения.

Несомненно, под  влиянием взрослых происходит становление  ребенка дошкольного возраста, но также имеет огромное значение для его психического, личностного развития общение со сверстниками, дающее ребенку уникальный, незаменимый опыт для развития.

Литература:

  1. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Тeкcт]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Информация о работе Значение общения дошкольников со сверстниками