Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты, виды, цели, средства общения………………………5
Онтогенез общения дошкольника…………………………………9
Форма общения и возраст ребенка…………………………………11
Общение ребенка со взрослым……………………………………..14
Внеситуативные формы общения………………………………….16
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте………20
Особенности общения дошнольников со сверстниками………….25
Вывод по 1 главе……………………………………………………………29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей дошкольного возраста...…………………......................................................................................35
2.1. Процедура исследования …………………………………………………...35
Анализ результатов исследования особенностей общения детей дошкольного возраста.......................................................................................32
Анализ результатов процедуры исследования………………………….
Рекомендации……………………………………………………………..
Выводы по 2 главе………………………….....………………………………………
Заключение…………………………………………………...………………….
Список литературы……………………………………………..…………….....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Мурманский Государственный
Факультет Специальной педагогики и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа
Особенности общения
Выполнила студентка группы
СПЛ-2 Гущина Е.
Проверил канд.пед.наук
Иванов А.Н.
Мурманск
2009
Глава 1. Аспекты, виды, цели, средства общения………………………5
Вывод по 1 главе……………………………………………………………29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
общения детей дошкольного
2.1. Процедура исследования …………………………………………………...35
Выводы по 2 главе………………………….....…………………………
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
Жизнь подчас устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3-5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Но даже тогда, когда дети не лишены общения совсем, однако не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными - дети существенно отстают в психическом развитии.
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить, и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные
Глава 1 Аспекты общения. Виды общения. Цели общения. Средства общения.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общения увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цели общения у человека представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Не менее существенны отличия с
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития, когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения; способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека), мотивационное (обмен побуждениями, целями интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.; необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в
основном вокруг
психологических проблем
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. (Немов Р. С.) [6].
1.1. Онтогенез общения дошкольника
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2—3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от
8—10 месяцев примерно до 1,5 года.
Возникновение
4. Возраст от
1,5 года до 3 лет. Появление делового
и игрового общения,
5. Возраст от 3 до 6—7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. (Лисина М. И.) [11].
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируете его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется
возможность разнообразить
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. (Смирнова Е. О.) [14].
Первая, ситуативно-личностная
форма общения возникает на втором
месяце жизни и остается единственной
до 6-7 месяцев. Во втором полугодии жизни
формируется ситуативно-
Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольника 5 лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенца первого полугодия. Разумеется, поведение дошкольника при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение к взрослому и общение с ним у большого ребенка может быть таким же, как у младенца. Например, дошкольник стремится только к физическому контакту с воспитателем, обнимает, целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его по головке. При этом всякий содержательный разговор или совместная игра вызывает смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно такому ребенку от взрослого - это внимание и доброжелательность.