Адаптация методики на определение самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: адаптировать методику Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки (модификация А.М. Прихожан) на учащихся средней общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы методики Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки в модификации А.М. Прихожан 6
1.1. Методика Дембо-Рубинштейн и её модификации 6
1.2. Проведение исследования и обработка результатов 7
Глава II. Адаптация методики по изучению самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 11
2.1. Понятия валидность и надежность 11
2.2. Анализ результатов измерения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) 13
2.3. Статистическая обработка данных исследования уровня самооценки учащихся 15
Заключение..……………………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………………....18

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по психодиагностике:

 

«Адаптация  методики на определение самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                                       студента 3 курса,

 очного отделения

                          32 группы

Самбулова Людмилы Николаевны

 

Проверил:                         

д.п.н., профессор  Носс И.Н.

                                                                                                  

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012 г.

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы методики Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки в модификации А.М. Прихожан 6

1.1. Методика Дембо-Рубинштейн и её модификации 6

1.2. Проведение исследования и обработка результатов 7

Глава II. Адаптация методики по изучению самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 11

2.1. Понятия валидность и надежность 11

2.2. Анализ результатов измерения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) 13

2.3. Статистическая обработка данных исследования уровня самооценки учащихся 15

Заключение..……………………………………………………………………………...17

 

Список литературы……………………………………………………………………....18

Приложения…………………………………………………………………….………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данное  исследование направленно на адаптацию  психодиагностического метода определения самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Проблема самооценки в психологии всегда являлся актуальной, так как самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. На основе этого были созданы методы для изучения данного свойства личности.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе  и регулятивную функцию. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных  и зарубежных психологов, педагогов  и методистов. Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.

Первым серьезным теоретиком проблемы самооценки был Уильям Джеймс. В  начале XX века изучение  этой проблемы переместилось из психологии в область социологии. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид). Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории – «эго» или Я, отождествляемого с сознанием, специально изучением самооценки не занималось, однако в работах К.Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Теоретические разработки в изучении «Я-концепции» индивида в работах представителя гуманистической психологии К. Роджерса в значительной степени повлияли на современное состояние проблемы самооценки [1].

В определении самооценки используется модель, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру  самосознания и определяется как  оценка человеком себя по определенному  свойству или оценки собственного потенциала в целом [2].

Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина  и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных  исследований ставятся и решаются также  вопросы теории самооценки. В них  разрабатываются вопросы социально- психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности (Ананьев, 2001; Рубинштейн, 1973, 2006; Бороздина 1999; Сидоров, 2006 и др.) [3].

Цель исследования: адаптировать методику Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки (модификация А.М. Прихожан) на учащихся средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: адаптация методики Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки (модификация А.М. Прихожан) на учащихся средней общеобразовательной школы.

Объект исследования: методика Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки (модификация А.М. Прихожан).

Гипотеза исследования: методика по исследованию самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан достоверна.

Задачи:

  1. Дать теоретическое обоснование используемому психологическому методу;
  2. Определить сущность понятий валидность и надежность;
  3. При помощи психологического исследования выявить уровень самооценки у учащихся;
  4. Провести обработку и анализ результатов исследования;
  5. Проверить методику на валидность и надежность;
  6. Выявить репрезентативность выборки;
  7. Интерпретация результатов.

 

 

Методы исследования

В работе использовались методы:

1.математической  статистики – коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент асимметрии, коэффициент эксцесса;

2. психодиагностические  методы – тестирование, беседа;

3.методы  качественного описания – нахождение  средней величины, медианы, дисперсии.

Методики исследования:

  1. Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в определении надежности и валидности методики. При получении результатов, соответствующих гипотезе, данная методика может быть использована в исследованиях характерных черт личности, как отдельно, так и в совокупности с другими методическими материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы методики Дембо-Рубинштейн на определение уровня самооценки в модификации А.М. Прихожан

1.1. Методика Дембо-Рубинштейн и её модификации

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн  названа по именам двух ее авторов.

Тамара Дембо -  коллега  и сотрудница Курта  Левина (1902-1993).   Изучала:  проявления гнева в  социальных ситуациях;  проблемы реабилитации и ресоциализации  после потери конечностей;   проблемы церебрального паралича у детей.   Она создала и экспериментально исследовала теорию, согласно которой   возникновение реакции  гнева  в большей степени обусловлено  ситуацией, нежели зависит от особенностей  личности.[7]

Эту методику  разрабатывала с целью изучения представлений о счастье.

Суссана Яковлевна Рубинштейн   создала модификацию  методики Дембо для изучения самооценки.  Если сравнить  ее модификацию с первоначальным вариантом – то мы имеем более расширенную  методику – и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной - «здоровье», «ум», «характер»,  «счастье»), и  по  вариантам интерпретации.

П.В.Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Модификация  Яншина, а также углубленная интерпретация  также представлены  на сайте.

А.М.Прихожан ее также модифицировала,  добавив еще три шкалы:  «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А  вместо шкалы «счастье»  введена шкала  «уверенность в себе».  Таким образом,  необходимо четко представлять, что вы имеете в виду, когда говорите "методика Дембо-Рубинштейн".

Данный вариант - это модификация  Прихожан, содержащий  семь шкал. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.[4]

1.2. Проведение исследования и обработка результатов

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором  изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно  ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого  испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы  вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация  результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ  выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в  соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
    1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    3. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
    • Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление  о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

    • Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя»  и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. (см. таблица №1)

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить  результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного  позволяет не прилагать никаких  усилий.[5]

Информация о работе Адаптация методики на определение самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан