Адаптация первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: процесс адаптации младшего школьника.
Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации первоклассников.
Предмет – психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Цель исследования: изучение процесса адаптации младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.
§1. Общая характеристика психологического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.1. Становление учебной мотивации младшего школьника …… ……...….4
1.2. Уровень интеллектуального развития в младшем школьном возрасте; мышление………………………………………………………………...………..6
1.3 Самооценка и уровень притязаний младших школьников ……..…….....8
§2. Психологическая адаптация первоклассников к школе……………....…9
2.1. Понятие адаптации……………………………………………………….….9
2.2. Понятие школьной адаптации……………………………………….…..10
§3. Факторы психологической адаптации школьников………………………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Библиография………………………………………..…

Файлы: 1 файл

Черных Е.В. курсовая. Адаптация к шкле.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра практической психологии

 

 

Адаптация первоклассников к школе

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 050706

«Педагогика и психология»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

                                                              очной формы обучения психолого-

                                                    педагогического факультета

                                                         Черных Екатерина Васильевна

_______________________ «___» 2012г.

                   подпись

                                                               

 

                                                                      Научный руководитель: кандидат

                                                     психологических наук доцент

                                                              кафедры практической психологии

                                                 Сергеева Елена Дмитриевна

                                                           ____________________ «___» 2012г

                      подпись

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.

§1. Общая характеристика психологического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….4

1.1. Становление учебной мотивации младшего школьника …… ……...….4

1.2. Уровень интеллектуального развития в младшем школьном возрасте; мышление………………………………………………………………...………..6

1.3 Самооценка и уровень притязаний младших школьников ……..…….....8

§2. Психологическая адаптация первоклассников к школе……………....…9

2.1. Понятие адаптации……………………………………………………….….9

2.2. Понятие школьной адаптации……………………………………….…..10

§3. Факторы психологической адаптации школьников………………………13

Заключение……………………………………………………………………..17

Библиография………………………………………..………….……………..19 
Введение

    Поступление ребёнка в школу—чрезвычайно сложный и ответственный этап, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребёнка (новые контакты, коллектив, отношения, обязанности, новая социальная роль ученика), увеличение доли умственного, интеллектуального труда и др.  Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации и повышение требований к образованию, в общеобразовательной практике, не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их психического здоровья. Также этот период связан и с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, что связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям.

    Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. В первые годы обучения решающими факторами социализации становятся овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс -- усвоение социального опыта в процессе формирования  межличностные отношения школьников. Это так называемая скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

     Однако адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

    Актуальность избранной темы исследования обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных способов приспособления к школе и жизни в целом. В настоящее время затруднения в адаптации, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. [3; 2009]

    Предмет исследования: процесс адаптации младшего школьника.

    Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации первоклассников.

    Предмет – психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

     Цель исследования: изучение процесса адаптации младших школьников.

Задачи исследования:

  • анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
  • выяснение факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации первоклассников.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 

1.1. Становление учебной деятельности младшего школьника

    Поступление ребёнка  в школу знаменует начало нового  возрастного периода. На смену игровой деятельности приходит деятельность учебная; и, соответственно, учебная мотивация заменяет игровую. 

    Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. [14]

    В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался именно на значение мотивационной сферы в формировании личности ребёнка. Автор выдеяет 2 группы мотивов учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с «потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [5; с.23-24]

    Большое внимание Л.И. Божович уделяет такому новообразованию  первоклассника как «внутренняя  позиция школьника», позволяющему ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,  произвольном поведении ученика.

    Т.В. Костяк развитие  познавательной мотивации учащихся  представляет в 3 этапа: [11; с.8]

 

 


 


 


   


 

Р.С. Немов писал, что «у человека с мотивом достижения успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. <…> Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. <…> На этом принципе основаны  педагогические работы  Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство».[8; с.211]

    У ребенка 6-7 лет начинает формироваться устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, потребность в признании сверстников); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

 

1.2. Уровень интеллектуального развития в младшем школьном возрасте; мышление.

    Ведущим направлением  психического развития в младшем школьном возрасте является интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка. По мнению Ж. Пиаже, интеллект – это высшая и самая совершенная форма психологической адаптации, наиболее эффективное орудие во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, а мысль – сжатая форма действия. [16;]

    В своих работах он говорит о т.н. «Эгоцентрической мысли». «Мы назвали мысль ребёнка эгоцентрической, желая этим сказать, что эта мысль является ещё аутистической по своей структуре, но что её интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого». [16; с.374] В развитии мышления к началу младшего школьного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрарии) к децентрации. В системе межличностных отношений формируется чувство ответственности, эмпатия, чувство гнева, стыда и недовольства.

     Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями. [1;]

    Под интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе следует понимать не столько совокупность усвоенных знаний, сколько уровень развития интеллектуальных процессов. «Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».  [6; с. 210]

    В младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности развивается словесно-логическое мышление. В процессе освоения школьных дисциплин опора на наглядность постепенно исчезает, и наглядно-образное мышление отходит на второй план. Становление словесно-логического мышления тесно связано с формированием у детей системы научных понятий. По мысли Л.С. Выготского [1982], научные понятия формируются на основе представлений, сформированных  в дошкольном возрасте,  и продолжает стихийно складываться благодаря расширяющемуся опыту  ребёнка. Приобретаемое младшим школьником содержание научных понятий связывается с жизненным опытом, на основе чего начинает развиваться теоретическое мышление.

     Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие – думающим. [19; c 105.] [11]

    Серьезный прогресс в развитии внимания достигается в младшем школьном возрасте; без достаточной сформированности внимания обучение невозможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников – соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение. [9; с. 82]

1.3. Самооценка и уровень притязаний младших школьников

    В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. [6; с. 136] Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. В возрасте 10-12 лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, формирование которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. ко времени завершения формирования высших отделов нервной системы. [1]

    На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей формируются важные психологические качества, свидетельствующие об изменениях во всём ходе психического развития. К концу дошкольного возраста на основе психических новообразований  у ребёнка появляется осознание своего социального «Я». Т.В. Костяк говорит о так называемой «Я-концепции», определяя её как комплекс внутренне согласованных представлений о себе. Автор выделяет  «реальное Я», «зеркальное Я» и «идеальное Я» и утверждает, что для развития личности очень важна согласованность заключённых в них установок.

    «В младшем школьном возрасте представления о себе становятся более устойчивыми и реалистичными, чему способствует развитие рефлексии и логического мышления». [11; с.17]

    По Р.С. Немову, на мотивацию  достижения успехов влияют такие  качества как самооценка и  уровень притязаний, развитию которых следует уделять особое значение. «В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний.» [15; с.211]

Информация о работе Адаптация первоклассников к школе