Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа
Предмет исследования: процесс адаптации младшего школьника.
Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации первоклассников.
Предмет – психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Цель исследования: изучение процесса адаптации младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.
§1. Общая характеристика психологического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.1. Становление учебной мотивации младшего школьника …… ……...….4
1.2. Уровень интеллектуального развития в младшем школьном возрасте; мышление………………………………………………………………...………..6
1.3 Самооценка и уровень притязаний младших школьников ……..…….....8
§2. Психологическая адаптация первоклассников к школе……………....…9
2.1. Понятие адаптации……………………………………………………….….9
2.2. Понятие школьной адаптации……………………………………….…..10
§3. Факторы психологической адаптации школьников………………………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Библиография………………………………………..…
Самосознание. Происходит осознание себя как школьника.В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. [14; с. 114]
§2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Понятие адаптации.
Адаптация (от лат. adaptation – приспособляю) – 1) постоянный процесс активного приспособления к условиям среды; 2) результат этого процесса.
Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века. По С.С. Степанову социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения принятых в обществе.
Т.В. Костяк выделяет
две группы психологических
В работе И.А. Милославовой указано, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» [13; с.132].
По мнению М.Р. Битяновой, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. [4; c. 3]
Адаптивные целенаправленные
и потенциально осознанные
2.2. Понятие школьной адаптации.
Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель, но иногда этот процесс сильно затягивается, а у некоторых первоклассников полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (следует иметь в виду, что это может происходить на фоне хорошей успеваемости). Такие дети проявляют скованность либо чрезмерную активность, низкую концентрацию внимания, часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер; эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Все эти нарушения (обычно их называют функциональными отклонениями), вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. [7; с.84]
К трудностям, связанным с поступлением в школу обычно относят:
[12]
Если ребёнок не посещал детский сад, то период его адаптации к школе будет более напряжённым. Дети, посещавшие дошкольное образовательное учреждение, более готовы к принятию роли ученика и освоению правил школьной жизни.
Т.В. Дорожевец предлагает
трехкомпонентную модель приспо
1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;
2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;
3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению. [10; с.73]
Основными показателями
успешной социально-
Социальная адаптация зависит от множества факторов, а ее продолжительность и успешность индивидуальны для каждого ребенка. Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе:
§3. ФАКТОРЫ ПСИХОЛГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
К наиболее важным факторам психологической адаптации первоклассника к школе относятся уровень готовности к обучению, особенности школьной ситуации, отношения с учителем и одноклассниками, микроклимат в семье, а также индивидуально-психологические особенности ребёнка, его личностные качества и основные параметры психологического развития. Эффективность работы учителя в период привыкания детей к школе зависит от учёта этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.
В процессе адаптации детей к обучению в школе важную роль играет уровень их способностей. Понятно, что дети наделённые способностями ниже среднего с трудом адаптируются к учебным нагрузкам, однако и одарённые дети с высоким творческим или интеллектуальным потенциалом с трудом вписываются в традиционную систему образования. Исследуя развитие творческого мышления у детей, немецкий психолог М. Вертгеймер подчёркивал, что обучение должно быть построено так, чтобы ребята от него получали удовольствие, осознавали радость открытия нового.
В период становления учебной деятельности ребёнку необходимо приспособиться и к организационной стороне школьной жизни, к своей новой социальной роли ученика, и прежде всего—к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Многие первоклассники в начале обучения испытывают трудности в ситуации урока, но легко справляются с заданиями на индивидуальных занятиях, что связано с развитием произвольности. Важным условием, способствующим привыканию к более регламентированному, по сравнению с детским садом, образовательному процессу является включение в урок игровых элементов, которые в отличие от свободной детской игры приобретают дидактическое значение.
Проблема оценок и отметок является весьма важной в изучении особенностей адаптации. Если плохие отметки выступают символом наказания, они становятся дезадаптирующим фактором и могут нанести вред психологическому благополучию детей. Оценка учителя должна быть содержательной и мотивированной, а её критерии—понятными всем детям. При отрицательной оценке ребёнок должен быть уверен в доброжелательном отношении к нему педагога и понимать причины, по которым он заслужил негативную оценку. [11; с.71-73]
Успеваемость ребёнка
существенно влияет и на
Общение с учителем и одноклассниками. Педагогическая деятельность имеет не только содержательные, но и стилевые характеристики (система индивидуально-типологических особенностей социально-психологических особенностей педагога и обучающихся). В Настоящее время выделяют 3 основных стиля педагогического взаимодействия:
Адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа психологического взаимодействия. Личностно ориентированный учитель создаёт в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы. [18]
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше времени проводят со сверстниками. На первых неделях обучения в школе среди детей 6-7 лет начинает вырисовываться классный коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, с помощью общих интересов и видов деятельности. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности. В младшем школьном возрасте благодаря коллективу ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, что способствует социализации ребенка.
Положение ребёнка в семье при поступлении в школу также претерпевает существенные изменения: расширяется и усложняется перечень требований, усиливается контроль за поведением ребёнка, выполнением домашних заданий и т.д. Возникающая в связи с этим необходимость воздерживаться от ситуативных импульсивных желаний и рост требований к самоорганизации способствует появлению у ребёнка чувства одиночества, отчуждённости от себя и близких. Наиболее важным факторами родительского воспитания, оказывающими влияние на развитие личности ребёнка, является уровень протекции, степень удовлетворения потребностей ребёнка, степень жёсткости требований и строгости санкций. Выделяют несколько стилей семейного воспитания:
Немалую роль в
успешной адаптации к школе
личностные особенности детей, сформировавшиеся
на предшествующих этапах