Адаптация ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.
В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.

Содержание работы

1. Введение
2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.
2.1.О характере и длительности периода адаптации
2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации
2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода
2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.
3. Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школе.docx

— 443.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                             Факультет     Управление

                                 Психолого-педагогическое направление

 

 

                                         

                                                             ЭССЕ

 

       по дисциплине Психология детей младшего школьного возраста

 

                      Тема: «Адаптация ребенка к школе»

              

 

 

                                                                   

 

                                                                    

                                                                     Выполнил: студентка Рулева Г.И.

                                                                      2 курс

                                                                                                   Группа 050400.60

 

Халясавэй   2014 г.

 

 

 Эссе «Адаптация ребенка  к школе»

 

Содержание работы:

 

1. Введение

2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.

     2.1.О характере и длительности периода адаптации

     2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации

     2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода

     2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе

     2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.

3. Заключение

Список литературы:

 

 

 

Все знают, что дети поступают в первый класс и у них начинается совершенно новая жизнь. Теперь они – ученики! Они давненько мечтали и стремились получить этот социальный статус. С большим интересом и готовностью дети хотят заниматься учебной деятельностью. И эта деятельность очень сильно меняет мотивы поведения младших школьников.

 

Поступление в школу у детей совпадает с их интенсивным психологическим развитием. И каждый ребенок по-разному проходит период адаптации к школе. Что же означает этот период? И что ожидать детям, родителям, а также учителям от него?

Целью этой работы ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.

В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.

После приветственных и поздравительных слов друг к другу начинаем беседу с сидящими за круглым столом. Прежде всего мои слова обращены к родителям детей-первоклассников.

«Уважаемые родители, учителя, психологи, социальные работники! Давайте обсудим вопросы, касающиеся адаптационного периода наших дорогих первоклассников. Затем рассмотрим возможности облегчения этого периода у наших детей.

Для начала дадим определение этой самой адаптации.

Что можно сказать об адаптации? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное – здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе. Процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Достижение адаптации в социальной среде, как показано психологической наукой, может происходить принципиально разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. Поэтому сейчас нам надо выявить все интересующие нас вопросы по этому периоду и с помощью учителей начальных классов, психолога, социального работника обсудить их вместе и прийти к тому, как каждому из нас вести себя по отношению к нашим первоклашкам».

Один из родителей задал вопрос о продолжительности адаптационного периода. На эту тему нам ответил наш психолог.

Психолог: «Для каждого отдельного ребенка период адаптации разный и может длиться от месяца до полугода, а то и весь учебный год.

Будучи дошкольником ребенок весь день находился под контролем воспитателей. Специальных необходимых как в школе домашних заданий у него не было. К тому же теперь он станет свободным после уроков и предоставлен сам себе. Ведущим видом деятельности вместо игровой становится учебная.   И выполнять теперь работу надо будет обязательно, независимо от желания самого ребенка.

Поведение школьников в период адаптации сильно меняется. Появляется повышенная усталость, ребенок может капризничать, отказываться идти в школу, при этом одни дети замыкаются, другие становятся агрессивными. Большей частью все зависит от того, насколько ребенок активен, как он строит отношения с окружающими его людьми. Например, дети-интроверты воспринимают все очень тяжело и их переживания скрытые. В тоже время дети-экстраверты в короткий срок перестраиваются, через плач, крики выплескивая свои эмоции. Ну, а самые коммуникабельные дети период адаптации проходят легче и быстрее.

Достижение адаптации в социальной среде может происходить разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. 

1.Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.

2. Гедонистическая направленность  как получение наслаждения, удовольствия  посредством приспособления среды  к собственным потребностям. Это  путь формирования эгоистической  и конфликтной личности.

3. Прагматическая направленность  как ориентация на получение  максимальной пользы и для  себя, и для окружающих, достижение  успеха в социально одобряемых формах. Такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.

 Выделяем три уровня адаптированности первоклассников по системе А.Л.Венгера:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение. 

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. 

3. Низкий уровень  адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.

         Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента: 1.холерик; 2.сангвиник; 3.флегматик; 4.меланхолик.  Чистых темпераментов обычно не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка. К тому моменту как ребенок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчетливо.

           Подробнее рассмотрим каждый  тип.

Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребенок, но он может быть гипер- или сверхэнергичным. Главная особенность при этом - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребенка трудно успокоить, если он «разошелся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте. 

Сангвиник. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. 

Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идет в быстром темпе, то ребенок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребенком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.

Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.

 Что можно порекомендовать родителям, так это то, что, зная характер своего ребенка, постарайтесь подойти к нему с пониманием и терпением и постоянно следите за его поведением, настроением, здоровьем».

Еще один из родителей попросил нас дать информацию об особенностях отношения к детям-первоклашкам по школьной программе. Учительница начальных классов по этому запросу рассказала следующее: «Должны всем сказать, что период адаптации в обязательном порядке учтен школьной программой.  Требованиями санитарных норм и другими документами Министерства образования регламентировано обучение в первом классе.

На адаптацию к школе наших детей отведена вся первая четверть. Здесь внимание уделяется режиму школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре - ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме-заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками - 45 минут каждый. Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Очень важно сказать вам, что в школьной программе запланирован подготовительный период. Как же он выглядит? Например, в математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия. Также ученики устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов, устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке. К тому же первоклашки в это время обогащают свой словарный запас математической терминологией».

         Социальный педагог школы обратилась к присутствующим: «Уважаемые родители, как вы помните у нас весной состоялась встреча с вами в детском саду. И мы беседовали о том, чтобы вы позитивно настраивали своих будущих первоклашек к предстоящему обучению в школе, объясняли им, что это очень серьезный и трудный процесс. Как вы понимаете психологическая готовность к школе имеет особое значение.

Ваши дети при поступлении в школу уже должны уметь самостоятельно переодеваться, наводить порядок за собой, быть готовыми вовремя и правильно выполнять домашнее задание. Кстати, самостоятельная подготовка домашнего задания у учеников начальных классов должна проходить с 16.00 до 17.00».

  
         Поступил вопрос от родителя Пети Айваседо. Он звучит так: что в школьной работе запланировано в подготовительной период по русскому языку? 

Информация о работе Адаптация ребенка к школе