Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:29, контрольная работа
Целью этой работы ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.
В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.
1. Введение
2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.
2.1.О характере и длительности периода адаптации
2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации
2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода
2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.
3. Заключение
Список литературы:
Учительница первоклашек пояснила по этому вопросу следующее: «В первой четверти по русскому языку проходит период добуквенный, развиваем фонематический слух, умения вычленять звуки, производим слого-звуковой анализ слов; сравниваем звуки в похожих словах. Также, на этом этапе большое внимание уделяем развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Дети знакомятся с понятиями «слово», «гласные звуки», «ударение». Тогда же ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру)».
Следующий вопрос от родителей на мой взгляд, как педагога, очень серьёзен: не будет ли перегружен ребенок в школе в его трудный кризисный период семилетия и стрессовый период адаптации к школе?
На этот вопрос ответит нам учительница первого класса Салиндер Нелли Николаевна. Она разъяснила, что в этом главная роль отводится ей. Она будет обеспечивать частую смену деятельности, проявлять терпение, поддерживать, чтобы не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать ученика. «Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения: «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Все это задачи учителя».
Далее родители попросили школьного психолога дать им какие-либо рекомендации по поддержке ими своих детей в их трудный адаптационный период.
Школьный психолог ответила следующее: «За год до перехода в школу, в детском саду специалистами проводятся мероприятия по обследованию дошкольников, по результатам которых родители получают рекомендации. Затем все это передается завучу школы, школьному врачу-педиатру и педагогу, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка.
Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу. Тогда и формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы. Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется учителем. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения.
Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.
Такой тщательный контроль проводится с одной целью - вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.
Главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера. Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать. Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда».
К концу окончания беседы работников школы и родителей первоклассников за круглым столом я пожелала всем здоровья, терпения и желания помочь нашим детям пройти адаптацию на должном уровне и без трудностей. Мы пожелали и пообещали друг другу постоянное сотрудничество в вопросах воспитания, образования и здоровья наших учеников. Секретарь состоявшейся беседы за круглым столом раздала присутствующим методические рекомендации и листки диагностики.
(Приложения)
Заключение.
Качества психологически здорового
человека обеспечивают не только успешную
адаптацию, но и продуктивное развитие
человека на благо себя и общества. Норма
психологического здоровья – это некий
идеал, путь к которому бесконечен, и на
пути к этому идеальному образу можно
находить всё новые и новые ориентиры
для психолого-педагогических воздействий
и саморазвития.
Мы не
можем анализировать детское поведение,
применяя взрослые критерии, и в то же
время не можем не использовать их в качестве
целевых ориентиров психолого-педагогической
деятельности, помогающей ребёнку потихоньку
и безболезненно взрослеть, адаптироваться
к большому миру.
Определяя критерии успешной адаптации
ребёнка, мы исходим из следующего положения:
основу психологического здоровья составляет
полноценное психическое развитие человека
на всех этапах онтогенеза, т.е. во все
возрастные периоды.
Список литературы:
Приложения.
1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов
Характеристика ведущей деятельности |
Непосредственно-эмоциональное общение |
Предметно-манипулятивная |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность |
1. Содержание |
Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки |
Способы употребления человеческих орудий и знаков |
Социальные нормы и смыслы человеческих отношений |
Общие способы решения классов задач |
2. Способ взаимодействия |
Симбиотическое слияние |
Буквальная имитация, действия по образцу |
Условная воображаемая, символическая имитация |
Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца |
3. Характер инициативного
приглашения партнёра к |
Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное) |
«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки |
«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия |
«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща |
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра |
Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка |
Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка |
Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости |
Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия |
5. Новообразования, возникающие
при освоении содержания |
Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру |
Речь, предметные действия |
Воображение, символическая функция |
Рефлексия |
6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности |
Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне |
Способность к имитации |
Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра |
Способность (умение) учиться |
7. При полноценном формировании
возрастных новообразований |
Доверие к себе и другим людям |
Способность обучаться по образцам и инструкциям |
Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов |
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются: |
Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка |
Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность |
Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм |
Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления |
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются: |
Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение |
Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов |
Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании |
Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность |
10. Вклад возраста в учебную деятельность |
Доверие к педагогам, потребность в установлении отношений с ними, вера в свои силы, открытость новому опыту |
Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила |
Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии |
Умение учиться самостоятельно |
2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника
Параметры психолого-педагогического статуса |
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса |
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов |
1. Познавательная сфера | ||
1.1. Произвольность психических процессов |
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач |
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2. Уровень развития мышления |
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных |
Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий |
Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков |
1.4. Уровень развития речи |
Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи |
Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи |
1.5. Уровень развития тонкой моторики |
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию |
Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности |
Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом |
Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом |
2. Особенности общения и поведения | ||
2.1. Взаимодействие со сверстниками |
Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём |
Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе) |
2.2. Взаимодействие с педагогами |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения |
2.4. Поведенческая саморегуляция |
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) |
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения |
2.5. Активность и автономность поведения |
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
3. Особенности мотивационно- | ||
3.1. Наличие и характер учебной мотивации |
Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения |
Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе |
Отсутствие выраженных противоречий
между: |
Отсутствие выраженных противоречий
между: |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | ||
4.1. Отношения со сверстниками |
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками |
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей |
4.2. Отношения с педагогами |
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами |
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами |
4.3. Отношение к значимой деятельности |
Эмоционально-положительное восприятие школы и учения |
Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя» |
4.4. Отношение к себе |
Устойчивая положительная самооценка |
Устойчивая положительная самооценка |
4. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
Опросник для учителей
№ |
Показатели тревожности |
Часто |
Иногда (1б) |
Никогда (0б) |
1. |
Ребёнок боится отвечать у доски |
|||
2. |
Во время ответа начинает заикаться |
|||
3. |
При обращении учителя легко краснеет |
|||
4. |
Не уверен в правильности своих ответов, действий |
|||
5. |
Панически реагирует на неудачи в учёбе |
|||
6. |
Очень боится ошибиться при ответе |
|||
7. |
Считает, что к нему плохо относятся в классе |
|||
8. |
На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы |
|||
9. |
Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами |
Опросник для родителей
№ |
Показатели тревожности |
Часто (2б) |
Иногда (1б) |
Никогда (0б) |
1. |
Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние |
|||
2. |
Считает себя плохим учеником |
|||
3. |
Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя |
|||
4. |
Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе |
|||
5. |
В школе неохотно расстается с родителями |
|||
6. |
Бывают ночные страхи со школьной тематикой |
|||
7. |
Избегает разговоров о школе |
|||
8. |
Открыто выражает страх перед школой |