Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Исследовать проблемы одаренности во взглядах зарубежных психологов;
Исследовать представления зарубежных психологов на память и мнемические способности;
Исследовать представления зарубежных психологов на организаторские способности;
Исследовать модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия и предметно-информационного аспекта среды на способности в зарубежной психологии;
Адаптировать зарубежную методику «нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы одаренности в зарубежной психологии 7
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии 12
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности 17
2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности 18
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы
одаренности в зарубежной
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских
способностей в зарубежной
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие
влияние предметно-
2.2. Модели, описывающие
влияние аспекта
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложение 1
Приложение 2
Учение о способностях, как и другие психологические учения, первоначально возникло в недрах философии. История философии, особенно в той ее части, которая связана с проблемами теории познания, включает многие представления о способностях, указания на которые имеются как в материалистических взглядах Демокрита и Эпикура, так и в идеалистическом учении Платона. Психическое развитие личности всегда осуществляется в условиях очень сложного и многообразного соотношения природного и социального. В силу этого многочисленные способы разрешения проблемы способностей в конечном итоге сводятся к вопросу о взаимодействии двух решающих факторов в жизни человека: биологического и социального.
Категория «способности» относится к основным понятиям психологии и в настоящее время с ней в целом связывают индивидуальные различия между людьми в отношении достижения наибольших успехов при осуществлении какой-либо деятельности.
Одним из основоположников эмпирического подхода к решению проблем способностей стал Фрэнсис Гальтон. В качестве основных проблем психологии способностей изначально были выделены следующие: что такое способности; как способности соотносятся с основными психическими процессами; каково соотношение наследственности и среды в развитии способностей; соотношение общих способностей и интеллекта; природа и взаимосвязь общих и специальных способностей; возможности измерения способностей; пути и методы эффективного развития способностей.
На многие из поставленных проблем современная психология имеет достаточно обоснованные ответы. Значительный вклад в это внесли зарубежные псхологи: В. Штерн, А. Бине, Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р.Б. Кэттелла, Д. Векслера, Г.Ю. Айзенка, Р. Стенберга и др.
Вместе с тем, современное состояние исследований способностей характеризуется «многоаспектной» разрозненностью научного знания, отсутствием «концептуальных мостов» между различными сферами исследовательской проблематики, которые еще далеки от своего окончательного решения. Речь идет, прежде всего, о соотношении общих и специальных способностей, роли личности в развитии своих способностей, структуре ментальных качеств человека. В связи с чем, представляется актуальным исследование взглядов зарубежных психологов на различные категории способностей, с возможностью последующей апробации полученного опыта в современной российской практике.
Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Объект исследования: способности как психологический феномен.
Предмет: общие интеллектуальные
и отдельные специальные
В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы:
Теоретико-методологической основой исследования выступили работы зарубежных психологов: Г.Ю. Айзенка, Р.Б. Кэттелла, С. Барта, Ч. Спирмена, А. Бине, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Д. Векслера, Р. Стенберга и др.
В работе использован комплекс методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:
Работа состоит их введения, 3 глав включающих 5 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
К началу нового столетия в психологической науке, а также в смежных с нею областях знания накоплен достаточно большой запас экспериментальных исследований и теоретических концепций по проблеме одаренности. Но, несмотря на это, процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования. Речь идет, прежде всего, о формировании творческого потенциала демократического общества, что может обеспечить возможность социального и научно-технического прогресса, дальнейшее развитие науки, культуры, всех областей производства и социальной жизни. А это, в свою очередь, требует переосмысления подходов к обучению и развитию одаренных детей. Реформа школы уже поставила перед научным сообществом проблему дифференцированного обучения, которое наиболее успешно осуществляется в инновационных образовательных учреждениях.
Начиная с классических работ Г. Россолимо, Ф. Гальтона, изучение и развитие детской одаренности становится традиционным предметом исследований, как для отечественных, так и для зарубежных психологов.
В зарубежной психологии проблема одаренности рассматривается не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Ф. Гальтон в своем научном труде «Исследование человеческих способностей и их развитие» утверждал, что естественный отбор необходимо заменить искусственным, который поможет поддержать падающий интеллектуальный потенциал в человеческом сообществе. В первой половине XX века многие зарубежные исследователи (А. Бине, Т. Симон, Л. Гермен) само понятие одаренность связывали, прежде всего, с высоким уровнем интеллектуальных способностей. И лишь начиная с 50-х годов, предметом интереса западных психологов становится творческая одаренность, в частности воображение.
В последние годы многочисленные зарубежные исследования одаренности показали, что для реализации творческого и интеллектуального потенциала необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий (Б. Блум, П. Кляйн, П. Торенс, Б. Уайт). Наибольшую роль в этом процессе играет окружение: семья, сверстники, педагоги.
В зарубежной психологической науке до сих пор представлены две противоположные точки зрения на природу одаренности и степень ее распространенности в популяции. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению других исследователей, одаренность - весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции.
По мнению Н.С. Лейтеса, эти разногласия - своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности.1 В рамках биологизаторского подхода пропагандируется идея о том, что способности - биологически детерминируемые свойства личности; их проявление и развитие всецело зависит от унаследованного фонда.2 Представители же социологизаторского подхода утверждают, что развитие способностей является следствием воздействия ряда внешних факторов: макро- и микросоциум, овладение человеком накопленной в поколениях материальной и духовной культурой, специально созданные для этого благоприятные условия.3 Существует еще и третий подход к проблеме одаренности - социобиологизаторский, объединяющий две вышеупомянутые полярные концепции (социологизаторскую и биологизаторскую) и сглаживающий крайности в их основных положениях. Данный подход основывается на утверждении единства наследственных и социальных влияний на развитие способностей человека (В. Штерн). В трудах Ж. Пиаже активно разрабатывалась теория о взаимном опосредовании биологических и социальных факторов. Ученый неоднократно подчеркивал, что каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому, удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется, отодвигается на последний план.
Однако, представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного осмысления самого понятия «одаренность», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одаренности и высокой ответственности исследователя за свой прогноз. И недаром, на сегодняшний день, в 46 странах мира созданы центры по изучению одаренных детей: в США, Германии, Великобритании и др. Кроме того, известно о существовании международных организаций, координирующих исследования по этой проблеме, о разработке ими специальных программ, предназначенных для обучения и развития детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.
Рассмотрение мнемических способностей как средства деятельности, направленной на запоминание, сохранение и воспроизведение информации, определяющие ее результат, позволяет считать результаты многовековых исследований памяти имеющими отношение и к мнемическим способностям. Рассмотрение проблемы индивидуальных различий памяти берет начало от бесед Сократа, который сравнивал память с доской, покрытой воском, где качество воска определяет успешность запоминания и символизирует индивидуальные различия в мнемических способностях («Отпечаток перстня», V в. до н. э.).
Исследование памяти в рамках психологии ведется от экспериментов Г. Эббингауза (1885) до наших дней практически во всех психологических школах и направлениях.
Для большинства исследователей ассоцианистского (Г. Эббингауз (1885), Ф. Шуман (1893), Г. Мюллер (1911-1915)), функционалистского (Д. Джемс и др.) и бихевиористского (В. Вудвортс, Э. Торндайк и др.) направлений основной задачей исследований было выявление количественных показателей мнемической деятельности в зависимости от особенностей внешней стимуляции: количества и структуры информации, времени предъявления и заучивания ряда стимулов. Качественный анализ мнемических процессов почти не производился. В результате сформировалось представление о памяти как функции непосредственного запечатления мозгом внешних объектов.
В 30-40 гг. XX в. внимание исследователей переместилось на анализ качественных характеристик активности запоминающего и воспроизводящего субъекта, а также связь памяти с мотивационно-целевыми и операционными структурами деятельности.
Представители гештальтпсихологии (В. Келер, К. Коффка,) начали изучение образования субъектом смысловых связей при запоминании. Было высказано мнение, что организация информации при ее восприятии детерминирует аналогичную структуру следов памяти по принципу изоморфизма. Аспект активности самой памяти не учитывался.
Французская социологическая школа (П. Жане) рассматривала память как особую исторически возникшую форму деятельности. П. Жане считал, что память - это действие, которое формируется за счет выработанных людьми и усложняющихся приемов вначале внешних, а затем интериоризированных вербальных, направленных на закрепление и последующее воспроизведение прошлого. Социально-генетический анализ памяти, предложенный П. Жане (1928), представлял высшую человеческую память как действие, «социальную реакцию на отсутствие», выполняющую прогнозирующую функцию и ориентированную на будущее. Собственно памятью признавалась мнемическая деятельность, сознательно регулируемая субъектом этой деятельности, то есть память произвольная. Непроизвольная память рассматривалась как низшая, биологическая форма активности. Следовательно, собственно памяти не могло быть у животных и детей в раннем возрасте.
Информация о работе Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"