Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Исследовать проблемы одаренности во взглядах зарубежных психологов;
Исследовать представления зарубежных психологов на память и мнемические способности;
Исследовать представления зарубежных психологов на организаторские способности;
Исследовать модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия и предметно-информационного аспекта среды на способности в зарубежной психологии;
Адаптировать зарубежную методику «нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы одаренности в зарубежной психологии 7
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии 12
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности 17
2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности 18
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Подводя итог, отметим, что осуществленная классификация моделей не претендует на то, чтобы быть единственно возможной. Более того, следует признать, что перечисленные модели не являются вполне рядоположными, поскольку не охватывают полностью всего причинно-следственного ряда между средовым явлением и когнитивным результатом. Перечисленные выше модели описывают общий путь влияния социальной среды на способности. Однако, представляется, что полный причинно-следственный ряд должен включать следующие звенья. Во-первых, должны выделяться те свойства среды, которые оказывают воздействие. Во-вторых, необходимо указать способ воздействия соответствующего свойства на внутреннюю когнитивную структуру. В-третьих, требуется специфицировать внутреннюю структуру, которая подвергается воздействию.
Наиболее адекватной из перечисленных моделей, является модель внушающей оценки. Эта модель правильно предсказывает положительное влияние действий взрослых по повышению самооценки ребенка на его творческие способности. Однако и данная модель, не является вполне удовлетворительной. Во-первых, в рамках этой модели не кажется понятным позитивное влияние разрешения эмоционального самовыражения и негативное - требований и запретов. Во-вторых, эта модель недостаточно детализирует, каким именно образом положительная самооценка влияет на способности. В самом деле, самооценка не является фактором, непосредственно участвующим в решении задач. Можно предположить вслед за А. Бандурой, что происходит предвосхищение положительного результата деятельности, приводящее к увеличению интенсивности этой деятельности (Bandura, 1977). В отношении креативности такой подход выглядит не вполне уместным, поскольку отношения интенсивности и оригинальности не вполне ясны. Из сказанного следует, что модель внушающей оценки объясняет лишь часть анализируемого явления, и требуется дополнительно прояснить, каким образом происходит влияние самооценки на оригинальность.
Интерес к проблеме нарциссизма обусловлен все более широким распространением обозначенного феномена. Характерные способы мышления и поведения нарциссической личности, такие как, например, претензия на обладание правом и сопутствующая ей ярость, высокомерие и магическое мышление (ощущение грандиозности и всемогущества), стремление использовать других людей для заполнения эмоционального вакуума, образовавшегося вследствие отсутствия эмпатии хорошо известны.8 В последнее время все чаще речь идет о «здоровом нарциссизме», который проявляется в эмоционально богатой продуктивной и дающей удовлетворение жизни. Именно здоровый нарциссизм позволяет человеку смеяться над собой своим несовершенством и недостатками, уходить глубоко внутрь себя, чтобы создавать что-то уникальное, свое собственное, и оставлять след своей деятельности в мире. Здоровый нарциссизм говорит о наличии у человека способности чувствовать эмоции во всем их разнообразии, разделяя свою эмоциональную жизнь с другими людьми, о присутствии у него мудрости, позволяющей отделять истину от фантазии, и вместе с тем - о способности мечтать, наряду с умением уверенно идти к своей цели и радоваться собственным успехам, не зацикливаясь на терзающих сомнениях.9
Основная цель данной главы представить результаты адаптации и стандартизации методики Narcissistic Personality Inventory - NPI - R. Raskin, C.S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994 («Нарциссический опросник личности»). Основой исследования стала модифицированная версия методики «Нарциссический опросник личности» созданная в 1994 году J. Zimmermannom на основе 40 утверждений оригинальной методики R. Raskin и C.S. Hall.10 R. Raskin и C.S. Hall в 1979 году создавая нарциссический опросник личности, ориентировались на диагностическую систему S. Akhtara и J.A.Thomsona11 и классификатор «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим заболеваниям» (DSM), разработанный Американской психиатрической ассоциацией (АРА), который начиная с третьей версии включает таксон «Нарциссическое расстройство личности».12 «Нарциссическое расстройство личности» относится к расстройствам личности группы «Б». Данный кластер базируется на психоаналитической теории и определяется клиницистами как преувеличенное чувство собственной значимости и повышенной озабоченности вопросами самоуважения (с проявлениями театральности, эмоциональности и лабильности).13
Поскольку методика «Нарциссический опросник личности» изначально ориентирована на критерии DSM, было предпринято большое количество исследований относительно ее факторной структуры. Основная цель - воссоздать многомерность обозначенного таксона. Одна из первых попыток принадлежит R.A. Emmonsу (1984-1987 г.г.), он предложил четыре фактора, которые отражают: лидерство, авторитетность; самовосхищение, самолюбование; превосходство, надменность, использование, притязание.14 В последующие несколько лет было предпринято немало исследований факторной структуры методики «Нарциссический опросник личности» T.S. Kubarych, I.J. Deary, E.J Austin предложили трехфакторную структуру,15 R. Raskin и H. Terry семифакторную,16 C. Triller - одиннадцатифакторную.17 Создана также сокращенная версия, состоящая из 16 пунктов (D.R. Ames, P. Rose, C.P. Anderson)18 и из 15 пунктов (A. Schutz, M. Bernd, I. Sellin).19
В настоящее время, как отмечают Pincus A.L., Twenge J.M., Foster J.D. «Нарциссический опросник личности» - наиболее широко используемый инструмент для исследования нарциссических проявлений личности в Европе и США,20 он применяется в качестве основной методики для проведения исследований по проблемам общей психологии и психологии личности. Факторы методики «Нарциссический опросник личности» описывают характеристики личности нарциссического типа, при этом опросник не является клиническим инструментом, направленным на оценку нарциссического личностного расстройства, даже высокие баллы по шкалам не являются основанием для диагностики клинических проявлений нарциссизма.21
Целью данного исследования явилось адаптация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R. Raskin, C.S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994), проверка ее психометрических характеристик и стандартизация. Адаптируя методику «Нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке, автор учитывал опыт зарубежных ученых, уделяя особое внимание результатам, которые повторялись при адаптации опросника в разных языковых культурах.
В процессе исследования автором были проверены гипотезы:
Участники исследования. Адаптация и стандартизация методики проводилась на выборке студентов дневного и заочного отделения Московского психолого-социального университета, учащихся московского центра образования ГБОУ ЦО №1451. Всего обследовано 371 человек (115 мужчин и 256 женщин) в возрасте от 15 до 63 лет. Выборка кросскультурного исследования составила 82 респондента, из них 41 человек - русские и 41 человек - немцы в возрасте от 14 до 50 лет.
Процедура исследования. Для адаптации и стандартизации методики «Нарциссический опросник личности» на разновозрастной русскоязычной выборке автором предпринято три этапа исследования. Четвертый этап включал кросскультурное исследование. В задачи первого этапа входило осуществление процедуры перевода опросника, а также непосредственное конструирование рабочей версии методики.
На втором этапе оценивались психометрические свойства инструментария: 1) оценка пригодности пунктов опросника - исследование корреляции между пунктами, для исключения дублирующих друг друга утверждений; сложности и дискриминативности (коэффициент избирательности), способности отдельных пунктов дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата в целом; по результатам эксплораторного факторного анализа оценивался уровень факторной нагрузки, переменные с небольшим индексом не являются определяющими для факторов;22 2) надежность - оценка внутреннего постоянства шкал (коэффициент α-Кронбаха); оценка надежности-устойчивости (n=72), которая осуществлялась через две недели с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; 3) валидность - определение факторной структуры опросника с помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА), проверка в процессе конфирматорного факторного анализа (КФА), в обоих случаях использовалось Varimax-вращение, для оценки моделей применялся критерий сферичности Бартлетта и критерий Кайзера-Мелькина-Олькина; изучение конструктной (конвергентной) валидности (через корреляции со шкалами других опросников); оценка валидности по половозрастной дифференциации.
На третьем этапе
На четвертом этапе осуществлено кросскультурное исследование нарциссических проявлений личности.
Методики. Наряду с методикой «Нарциссический опросник личности» испытуемым предлагалось заполнить следующие методики: «Структурированное клиническое интервью» SKID-II - Х.-У. Виттхен, Т. Фидрих (H.-U. Wittchen, T. Fydrich, 1997) в адаптации Н.Л. Волобуевой.23 Помимо выявления патологической формы нарциссизма, оно позволяет изучать нарциссические состояния (обнаруживать дескриптивные характеристики личности, входящие в структуру личностных расстройств, но не достигающие уровня, необходимого для диагностики расстройств по DSM АРА); опросник «Диагностика нарциссизма» - Narzissmusinventar (NI) - Ф.-В. Денеке, Б. Хильгеншток, Р. Мюллер (F.-W. Deneke, B. Hilgenstock, R. Muller, 1989-1994) в адаптации О. А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой, 2005-2009,24 который позволяет изучать нарциссические способы регуляции представления личности о себе; опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой, который направлен на измерение конфигураций нарциссических черт личности, образующих континуум многочисленных переходных форм нарциссизма в широких пределах психической нормы, как вариативный ряд дескриптивных характеристик, входящих в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигающих уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSM АPA.25
Данные методики использовались для оценки конструктной валидности опросника. Показатели адаптируемой методики сопоставлялись с показателями стандартизированных и адаптированных тест-опросников, направленных на диагностику близких по содержанию конструктов (нарциссические состояния, регулятивный модус нарциссизма, личностные черты).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием SPSS 13.0.
Результаты. На первом этапе осуществлен перевод инструкции текста методики «Нарциссический опросник личности», сопроводительной литературы, сформулированы пункты. При компоновке рабочей версии опросника была изменена структура некоторых утверждений, автор старался избегать двусмысленности и излишней абстрактности, каждое оставшееся утверждение обращается к личному опыту респондентов.26 В результате было отобрано 48 утверждений для проведения дальнейшего исследования.
Результаты второго этапа исследования позволили сделать вывод о том, что не все утверждения соответствуют основным психометрическим требованиям и могут быть включены в структуру опросника. После оценки сложности пригодными для дальнейшего использования признаны 43 утверждения (доля ключевых ответов в интервале от 20% до 80%).
Исключены пункты, которые
вызывали однозначную реакцию
После оценки дискриминативности пунктов методики «Нарциссический опросник личности» автор решил полностью отказаться от шести утверждений, которые не являлись определяющими для факторов (шкал) - коэффициент избирательности меньше 0.3:27 Скромность это не про меня (факторная нагрузка: 0.225); Я неохотно иду на риск (факторная нагрузка: 0.249). Если бы я правил миром он не стал бы лучше (факторная нагрузка: 0.235), Как правило, я не переношу отговорок (факторная нагрузка: 0.263), Мне не свойственно авторитарное поведение (факторная нагрузка: 0.232), Когда меня хвалят, я иногда смущаюсь (факторная нагрузка: 0. 157). Оценка проводилась с использованием эксплораторного факторного анализа с Varimax-вращением (для четырехфакторной модели критерий КМО равен 0.775, критерий Бартлетта равен 4720.993; p<0.0001).
Устранив пункты была получена корреляционная матрица ответов по 37 утверждениям (см. приложение 1), на которой вновь был проведен конфирматорный (подтверждающий) факторный анализ с использованием того же метода и способа вращения. В результате были выделены четыре фактора, которые описывают 35% дисперсии: Самовосхищение, самолюбование объясняет 10% от общей дисперсии; Лидерство, авторитетность – 9%; Использование, притязание – 8%; Превосходство, надменность – 8%. Факторные нагрузки и коэффициенты избирательности утверждений по четырехфакторной структуре русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» представлены в приложении 1.
Информация о работе Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"