Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Исследовать проблемы одаренности во взглядах зарубежных психологов;
Исследовать представления зарубежных психологов на память и мнемические способности;
Исследовать представления зарубежных психологов на организаторские способности;
Исследовать модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия и предметно-информационного аспекта среды на способности в зарубежной психологии;
Адаптировать зарубежную методику «нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы одаренности в зарубежной психологии 7
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии 12
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности 17
2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности 18
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Психометрический анализ утверждений позволил сконструировать методику включающую 37 пунктов, которые пригодны для диагностики характеристик личности нарциссического типа по четырем направлениям самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.
Анализ надежности шкал методики «Нарциссический опросник личности», произведенный на этом этапе исследования (см. табл. 1), позволяет говорить о высокой внутренней согласованности шкал: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность (коэффициент α-Кронбаха больше 0.70); удовлетворительной можно признать согласованность по остальным шкалам. Все шкалы опросника устойчивы, об этом свидетельствуют высокие показатели коэффициентов корреляции между результатами тестирования респондентов с интервалом две недели (р < 0.001).
Таблица 1
Показатели надежности (внутренняя согласованность, устойчивость) русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности»
Шкала. |
α-Кронбаха (N=371) |
г-Спирмена (N=73) |
Самовосхищение, самолюбование |
0.785 |
0.755*** |
Лидерство, авторитетность |
0.720 |
0.849*** |
Использование, притязание |
0.681 |
0.703*** |
Превосходство, надменность |
0.669 |
0.783*** |
Примечание – *** р < 0.001
Оценка конструктной валидности шкал проводилась с учетом сформулированных в результате теоретического анализа литературных источников по проблеме нарциссизма предположений о том, что должна наблюдаться умеренная взаимосвязь показателей шкал методики «Нарциссический опросник личности» и шкал, исследующих нарциссические проявления: нарциссические состояния, нарциссические черты личности. Сформулированные предположения нашли эмпирическое подтверждение (см. приложение 2), что позволяет делать вывод о валидности методики.
Для оценки валидности по половозрастной дифференциации автором выбраны непараметрические критерии, выбор основан на предварительной оценке типа распределения результирующих показателей по шкалам методики «Нарциссический опросник личности». Оценка типа распределения данных осуществлялась с использованием критерия λ-Колмогорова-Смирнова путем сравнения эмпирического распределения с нормальным (см. табл. 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что распределение баллов по шкалам превосходство, надменность (λ=2,032 при р=0.001), лидерство, авторитетность (λ=1,726 при р=0.005), использование, притязание (λ=1,521 при р=0.02) существенно отличается от нормального вида.28
Таблица 2
Результаты оценки соответствия нормальному виду распределения показателей по шкалам русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности»
Шкала |
Оценка типа распределения |
Опенка устойчивости распределения | ||
Λ-Колмогорова- Смирнова. |
Уровень значимости | |||
Λ -Колмогорова- Смирнова |
Уровень значимости | |||
Самовосхищение, самолюбование |
1,297 |
0.069 |
0.358 |
1,000 |
Лидерство, авторитетность |
1,726 |
0.005 |
0.481 |
,975 |
Использование, притязание |
1,521 |
0.02 |
0.477 |
,977 |
Превосходство, надменность |
2,032 |
0.001 |
0.265 |
1,000 |
Выборка была дифференцирована по половому признаку на две подвыборки - женскую (N=256) и мужскую (N=115) - критерий U-Манна-Уитни позволил обнаружить значимые различия в уровне выраженности параметра влияние, лидерство (U=9624 при р<0.001). По возрастному признаку - на три подвыборки - подростки (N=68), юноши (N=246), взрослые (N=57). Для погруппового сравнения применялся критерий U- Манна-Уитни, который позволил установить, что подростковая и юношеская выборки различаются по параметру использование, притязание (U=7739 при р=0.001). Подростковая и взрослая выборки различаются по параметру лидерство, авторитетность (U=1410 при р=0.008). Юношеская и взрослая выборки различаются по параметрам самовосхищение, самолюбование (U=5582 при р=0.016), лидерство, авторитетность (U=5320 при р=0.04), использование, притязание (U=4927,5 при р=0.001).
Кросскультурное исследование. По результатам оценки достоверности различий в уровне выраженности нарциссических проявлений личности удалось установить, что у русских более выражены такие проявления как: самовосхищение, самолюбование (U=450,5 при р<0,001); лидерство, авторитеность (U=237 при р<0,001); использование, притязание (U=341,5 при р<0,001). По параметру превосходство, надменность значимых различий не обнаружено. Удалось установить, что русские-мужчины и немцы достоверно различаются по параметрам лидерство, авторитетность (U=15 при р<0,001), использование, притязание (U=38,5 при р<0,01). Значимые различия обнаружены по параметрам самовосхищение, самолюбование (U= 151 при р < 0,001); лидерство, авторитетность (U=117 при р < 0,001); использование, притязание (U=147,5 при р < 0,001) между респондентами женщинами русской и немецкой популяций.
Стандартизация методики. Статистическая гипотеза о соответствии распределения баллов по шкалам методики «Нарциссический опросник личности» нормальному виду не подтвердилась, поэтому автор оценил устойчивость распределения путем сравнения половинного (N=151) распределения с целым (N=371). Проверка дала положительный результат (см. табл. 3), вероятность ошибки λ-значения строго больше 0.05.29 Таким образом, по шкалам опросника могут быть построены репрезентативные для российской выборки тестовые нормы.
Тестовые нормы построены на выборке N=371 с учетом пола на основании значимости различий в показателях по отдельным шкалам методики «Нарциссический опросник личности», для этого нелинейно преобразованы «сырые» баллы в шкалу-ранкит, которая потом трансформирована в шкалу стенайнов (среднее=5, стандартное отклонение=2). Стандартные значения для всех шкал методики «Нарциссический опросник личности» сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты стандартизации методики «Нарциссический опросник личности»
Стенайны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Шкала |
выборочные значения | |||||||||
Самовосхшцение, самолюбование |
3-5/ 3-6 |
7-8/ 7-11 |
9-14/ 12-14 |
15-16/ 15-16 |
17-20/ 17-20 |
21-22/ 21-22 |
23-26/ 23-25 |
27-29/ 26-27 |
30/ 28-33 | |
Лидерство, авторитетность |
3-5/ 5-7 |
8-13/ 8 10 |
14-16/ 11-13 |
17-18/ 14-15 |
19/ 16-17 |
20-21/ 18-19 |
22/ 20-21 |
23-24/ 22-23 |
25-27/ 24-27 | |
Использование, притязание |
1-6/ 1-5 |
7/ 6-8 |
8-10/ 9-10 |
11-13/ 11-12 |
14/ 13-14 |
15-16/ 15-16 |
17-18/ 17-18 |
19-21/ 19 |
22-23/ 20-24 | |
Превосходство, надменность |
4/ 14 |
5/ 5-6 |
6-7/ 7 |
8-9/ 8-9 |
10/ 10-11 |
11-12/ 12-13 |
13-14/ 14-15 |
15-16/ 16-17 |
17-21/ 19-21 |
После проведенного исследования можно утверждать, что все пункты методики «Нарциссический опросник личности» соответствуют требованиям, предъявляемым к дискриминативности, подтверждена надежность опросника: все шкалы опросника согласованы и устойчивы к перетестированию. Выявлена конструктная (конвергентная и факторная) валидность методики и валидность по половозрастной дифференциации. Методика включает четыре шкалы, направленные на исследование нарциссических черт личности (самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность), которые не входят в структуру DSM АРА, но указывают на характеристики личности нарциссического типа (конкурентность и самоуверенность).
Самовосхищение, самолюбование (n=11; M=18.04; SD=5.84; Min=3; Max=33) выражается в представлении о собственной необычности, уникальности, физической привлекательности и способности воздействовать на окружающих. Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с такими психологическими конструктами, как «грандиозное чувство самозначимости», которое выражается в преувеличении собственных способностей, достижений и в ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны (грандиозное чувство самозначимости, r=-0.162 при р<0.01), а также с некоторыми способами нарциссической регуляции, которые защищают от разочарования в отношениях. Чем более выражена грандиозность, тем менее выражено стремление получать стабильность в идентификации с различными, высоко оцениваемыми замыслами, идеями, людьми (стремление к идеальному self-объекту, r=-0.164 при р<0.01; идеал самоудовлетворения r=-0.150 при р<0.01; идеалы ценностей r=-0.232 при р<0.01; симбиотическая самозащита r=-0.206 при р<0.01). Стоит отметить, что грандиозность сопряжена с переживанием беспомощности (бессильное Я r=0.227 при р<0.01), неуверенности в будущем (базовый потенциал надежды r=-0.304 при р<0.01), стыда и страха по поводу того, что окружающие люди догадаются о ничтожности личности (ничтожное Я, r=0.150 при р<0.01), также с болезненным восприятием даже небольших физических дефектов (негативное отношение к телу, r= 0.151 при р<0.01)
Лидерство, авторитетность (n=9; M=16.63; SD=4.35; Min=3; Max=27) выражается в представлении о своих способностях изменять поведение другого человека, его установки, намерения в ходе взаимодействия с ним. Выражается в представлении о своей компетентности, способности оказывать помощь, тем, кто в ней нуждается. При этом отрицается потребность помощи со стороны, вся ответственность за принятие решений возлагается на себя, вследствие потенциальной опасности обнаружить собственную уязвимость.
Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с защитно-компенсаторными механизмами регуляции представления о себе, которые отражают как подчеркнутую независимость от окружающих, от их мнения (симбиотическая самозащита, r=-0.252 при р<0.01), отрицание возможной необходимости получения помощи от них (стремление к идеальному self-объекту, r=-0.158 при р<0.01), так и внутреннюю уязвимость - субъективно воспринимаемое ощущение хрупкости собственной личности (бессильное Я, r=0.171 при р<0.01), неспособность сохранять надежду на изменение положения к лучшему, на возможность преодолеть кризис (базовый потенциал надежды, r= -0.324 при р<0.01), снижение уверенности в том, что жизненные ориентиры выбраны верно, и могут служить опорой (идеалы ценностей, r=-0.241 при р<0.01).
Использование, притязание (n=10; M=13.46; SD=4.24; Min=0; Max=24) выражается в представлении о правильности всех принятых решений и осуществленных действий, о том, что жизнь контролируема, все окружающие люди тоже потенциально контролируемы и предсказуемы.
Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с защитно-компенсаторными механизмами регуляции представления о себе, которые отражают потребность во внешних средствах для активизации внутренних ресурсов, направленных на самосохранение и конструирование внутренних ориентиров (базовый потенциал надежды, r= -0.206 при р<0.01; идеалы ценностей, r=-0.241 при р<0.01). Представление о контролируемости и предсказуемости другой личности, вероятно обусловлено фантазией о существовании двойника, психологической копии с полностью идентичными установками, мнениями, системой ценностей и т.п. (симбиотическая самозащита, r=-0.233 при р<0.01).
Превосходство, надменность (n=7; M=10.79; SD=3.57; Min=1; Max=21) отражает потребность во внимании (комплиментах), в признании окружающими авторитета личности, права быть законодателем моды, быть в центре внимания (все должны слушать и восхищаться услышанным).
Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с такими психологическими конструктами, как грандиозное чувство самозначимости (r=-0.157 при р<0.01), которое выражается в преувеличении собственных способностей, достижений и в ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны, а также защитно-компенсаторными механизмами регуляции представления о себе, которые отражают неспособность самостоятельно мобилизовать внутренние ресурсы, направленные на самосохранение (базовый потенциал надежды, r= -0.265 при р<0.01), снижение уверенности в том, что можно полностью полагаться на себя в нахождении и пересмотре жизненных ориентиров (идеалы ценностей, r=-0.215 при р<0.01), потребность в зеркалах, которые смогут активизировать и подтвердят правильность сделанного выбора
Информация о работе Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"