Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа
Аддиктивное поведение зачастую имеет много предпосылок – биологические, социальные, психологические, духовные. Как же это относится к миру молодого человека, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению?
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения……………………………………………………..…....5
1.2. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…......................................10
1.3. Био-психо-социальные предпосылки....................................................................................12
1.3.1..Социальные предпосылки……………………………………………………………………………………………....12
1.3.2. Биологические предпосылки……………………………………………………………………………………….....15
1.3.3.Психологические предпосылки ……………………………………………………………………………………....16
1.3.4.Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения….......................................18
Глава 2. Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения молодежи.
2.1.Программа исследования…………………………………………………………………………………………………..19
2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых……………………………………………………………………............................................................21
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики………………………………………………………………………………………………………………………………....26
2.4.Обсуждение результатов………………………………...…………...................................................33
Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..…....35
Список используемой литературы....……………………………………………………………………………….…...39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА
Курсовая работа
Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе.
Красноярск, 2010г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Аддиктивное поведение
как предмет исследований в современной
психологической науке и
1.1. Сущность и определение
аддиктивного поведения……………………
1.2. Специфика аддиктивного
поведения в подростковом
1.3. Био-психо-социальные
1.3.1..Социальные предпосылки…
1.3.2. Биологические предпосылки……………
1.3.3.Психологические
1.3.4.Мировоззренческие
Глава 2. Эмпирическое исследование
мировоззренческих предпосылок
аддиктивного поведения молодежи.
2.1.Программа исследования…………
2.2. Категориальная сетка
контент-анализа и результаты
ответов испытуемых………………………………
2.3. Анализ результатов
исследования методами
2.4.Обсуждение
результатов………………………………...…………
Выводы……………………………………………………………
Список используемой литературы....…………………………………………
Введение.
В наше время проблема аддиктивного поведения стоит очень остро. Негативная сторона социализации, быстрый темп жизни, загрязненная окружающая среда, депресси, все это толкает людей на попытки уйти от реальности с помошью алкоголя, наркотиков, психотропных веществ и т.п. Эта проблема угрожает не только нашему настоящему, но и будущему, т.к. она поражает прежде всего молодых людей, подростков. Распространение этой болезни сегодня приняло характер социального взрыва, катастрофы.
Новый подход
в решении этой проблемы - это
перенос акцента с проблемы
наркомании к проблемам
Аддиктивное поведение
зачастую имеет много
На все
эти вопросы и необходимо
Цель работы:
Изучение предпосылок аддиктивного поведения среди молодежи в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы химической зависимости, рассмотреть ее в рамках системного подхода по данным отечественных и зарубежных исследователей.
2. Провести анализ
имеющихся в литературе
3. Подготовить и
провести исследование с
4. Провести качественный и количественный анализ полученных данных.
5.Подвести итоги по эксперименту.
Объект исследования:
41 учащийся средней школы в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования:
Предпосылки аддиктивного поведения.
Основная гипотеза:
Существуют ли предпосылки аддиктивного поведения связанные личностными особенностями и мировоззрением человека.
Гипотезы следствия:
1)Юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
2)Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с матерью, отцом, по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
Методический инструментарий:
В качестве метода изучения мировоззренческих особенностей юношей и девушек нами использовалась проективная методика « Неоконченные предложения Сакса и Леви». Проективный характер методики в значительной степени снимает искажения, связанные с социальной желательностью ответов.
Материал методики представляет собой бланк, на котором напечатаны 40 неоконченных предложений.
Для исследования
склонности испытуемых к
1. Аддиктивное
поведение как предмет
1.1. Сущность и
определение аддиктивного
Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений социального поведения.
Его развитию способствует как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако начало отклонения часто приходится на период детства и подросткового возраста.
Способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения. Сущногсть аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или в постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущение необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние.
Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.
На третьем этапе аддикция становится обычным способом реагирования в неблагоприятной ситуации.
На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации.
Пятый этап катастрофа. Психологическое состояние человека — крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное уже не приносит прежнего удовлетворения.
Рассмотрим такие явления, как наркомания и алкоголизм. В профессиональной медицинской терминологии существует разделение на наркоманию и токсикоманию.
Наркомания
- болезнь, вызванная
Токсикомания
- болезнь, проявляющаяся
мическая зависимость
– это хроническое заболевание,
имеющее биологические, социальные,
психологические причины и
В подростковом
и юношеском возрасте особенно
актуальными являются не
Аддиктивное
поведение – нерегулярное
употребление ПАВ, которое
Между состоянием
нормы и тяжелым заболеванием
лежит довольно широкий спектр
переходных состояний и
Синдромы, относящиеся
к аддиктивному поведению, еще
называют компульсивным
Аддиктивное поведение обычно
не требует лекарственного
Определение аддиктивного
использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, "сбросить" с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по - иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого - то явления. Для реализации этой цели человек "вырабатывает" индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных (прежде всего в детском) периодах жизни. Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия. Существуют типы воспитания, которые создают более высокий риск возникновения аддиктивного поведения. Влияние семьи на психологическое состояние ребенка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни. Мать оказывает психологическое влияние на ребенка на невербальном (бессловесном) уровне сразу же после его рождения. Тревожность ("напряжение тревожности") матери передается ребенку. Каким образом это происходит, автор не способен объяснить, он опирается на непосредственные наблюдения. Sullivan ограничивается предположением, что это связано с межличностным общением на эмпатическом уровне. Эмпатия - психологический термин, обозначающий схватывание, опознание эмоционального состояния человека без словесного описания, на интуитивном уровне. Эмоциональное напряжение, тревожность матери, если она постоянна или часто возникает, таким образом, передается ребенку, лишает его чувства безопасности в непосредственном окружении. Ребенок в грудном возрасте, очевидно, лишен возможности освободиться от этой ранней тревоги, облегчить ее. Вместе с тем приводит к формированию различных нарушений психического развития и физического здоровья. Единственный способ снять тревогу у ребенка заключается в устранении эмоционального напряжения у самой матери и проявлении нежности по отношению к ребенку. Созависимость бывает связана с полом, что отражает дискриминацию по половому признаку. Проявления дискриминации по половому признаку (сексизм) имеют место даже в наиболее развитых современных обществах (modern societies). Социодинамическая психиатрия при анализе аддиктивного поведения и созависимости, как и других психических нарушений, учитывает групповую принадлежность пациентов. Идентичность и стиль жизни человека обусловлены социальной группой, ее динамикой и "социальной энергией" (Ammon, 1998). Социальная энергия как сила, которую люди дают друг другу, необходима для самой жизни. Если новорожденный ребенок не получит социальной энергии, он погибнет. Влияние групповой динамики начинается уже в пренатальной фазе посредством связи ребенка с психическим состоянием матери, являющейся носительницей динамики, характерной для ее социальной среды. Развитие ребенка оказывается связанным с физическим здоровьем матери, ее самочувствием, отношением к беременности и др. Особое значение имеет ранний пост - натальный период, когда ребенок на уровне интуиции воспринимает окружающую его социопсихологическую ситуацию и прежде всего отношение к нему матери. Групповая динамика определяет индивидуальные реакции, особенности общения, формирует систему предпочтений. Она представляет собой нечто большее, чем простая сумма взаимодействий и ролевого поведения отдельных членов группы. В групповой динамике проявляется влияние подсознания, причем не только индивидуального, но и коллективного. Групповая динамика влияет на особенности воспитания в детском возрасте. Это влияние может быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивная динамика поддерживает развитие, формирование позитивной идентичности, способности к продуктивному общению. Деструктивная групповая динамика мешает развитию, происходит фиксация на страхе, воспитывается чувство стыда, комплекса вины и неполноценности. Конструктивная и деструктивная групповые динамики отражают, проявления конструктивной и деструктивной социальных энергий. Конструктивная социальная энергия является энергией развития взаимопонимания, социального интереса к общению.
Информация о работе Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе