Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа
Аддиктивное поведение зачастую имеет много предпосылок – биологические, социальные, психологические, духовные. Как же это относится к миру молодого человека, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению?
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения……………………………………………………..…....5
1.2. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…......................................10
1.3. Био-психо-социальные предпосылки....................................................................................12
1.3.1..Социальные предпосылки……………………………………………………………………………………………....12
1.3.2. Биологические предпосылки……………………………………………………………………………………….....15
1.3.3.Психологические предпосылки ……………………………………………………………………………………....16
1.3.4.Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения….......................................18
Глава 2. Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения молодежи.
2.1.Программа исследования…………………………………………………………………………………………………..19
2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых……………………………………………………………………............................................................21
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики………………………………………………………………………………………………………………………………....26
2.4.Обсуждение результатов………………………………...…………...................................................33
Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..…....35
Список используемой литературы....……………………………………………………………………………….…...39
В отношении
к семье различия менее выражены
– на уровне 0,05. Молодые люди
в обеих группах склонны
нивелировать различия между
своей семьей и другими («как
все», «обычная семья»), а юноши
и девушки, склонные к
Резко отличается
у юношей и девушек, склонных
к аддиктивному поведению,
преимущественно на потребление, они не имеют желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.
Различия
по отношению к прошлому
Значимыми
оказались различия по
Представление
о дружбе в целом не удалось
разделить на «положительное»
и «отрицательное». Это
Удалось
вычленить такой
Также мнения групп совпадали по отношению к подчиненным, к начальству – по этим параметрам различия не значимы.
Отношение
к себе в обоих групп
Также в тесте имелся такой параметр, как «Страхи и опасения».
В обеих группах указывалось на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение к себе; темнота, крысы, замкнутое пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.
Таким образом, выраженные
Также выявились
различия по отношению к сексу
– неудовлетворенность своими
сексуальными отношениями
Для использования
в профилактической и
Большое внимание
следует уделять в развитии
способности видеть
И конечно,
следует уделить внимание
Выводы
1. Итак на основании исследования выявленно, что гипотезы следствия получили своеподтверждение.
Действительно,
юноши и девушки, имеющие
Видимо, это связано
с тем, что они не верят
в будущее и не видят его,
т. к. цель – немедленное
удовлетворение потребностей
2.Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу – на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость.
Различия выражены и по отношению к матери - на уровне 0,01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.
Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость – заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.
3. Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). Стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ.
При
этом отношения в разнополой
диаде удаются им не очень
хорошо - они реже удовлетворены
своими сексуальными
4.Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности – оказались не значимы.
Список используемой литературы:
1. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе»(проблемы отклоняющегося поведения). – М. – 2001.
2. Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с.104-106.
3. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании.-Самара.-1997.
4. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании у подростков.-Киев.-1989.
5. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб. – 1998
6. Вострокнутов
Н.В. Семья и проблемы
7. Братусь В.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. – 1984.
8. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. – 1998.
9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара. -1998
10. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л.- 1991.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн. -1998.
12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с.83-90.
13. Зыков О.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологиче- ской службы в г. Москве //Вопросы наркологии. – 1997. - №1. – с.27-32.
14. Ивченко
Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П.
Установки подростков по
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. – 1989.
16. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.-М.;СПб.-1996.
Информация о работе Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе