Аффективное поведение детей и приемы его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Задачи исследования: На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста 2. Изучить коррекционные методики выхода из аффективного состояния
3. Проанализировать особенности поведения детей группы
4. Разработать систему выхода детей из аффективного состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей
1.3. Капризы как форма проведения аффективного поведения
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
II. Практическая часть
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Контрольный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом печать1-1.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  г. Москвы

ГОУ СПО Педагогический колледж № 7 “Маросейка”

 

 

 

 

 

 

Выпускная

квалификационная  работа

на тему:

“Аффективное поведение детей и приемы его коррекции”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

заочного отделения

группы № 352

Раппа С. И.

Руководитель:

Филиппова Т. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

План:

Введение           

I. Теоретическая часть

Глава 1. Психолого–педагогические особенности  детей с трудностями  в поведении                   

1.1. Девиантное  поведение и его формы              

1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей  

1.3. Капризы  как форма проведения аффективного  поведения

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми 

2.1. Коррекционное  обучение и воспитание детей  с психопатическими формами поведения         

2.2. Коррекция  аффективного поведения детей     

II. Практическая часть

Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению  и коррекции детей с трудностями  в поведении

3.1. Констатирующий  эксперимент

3.2. Контрольный  эксперимент

Заключение                  

Список используемой литературы              

Приложение                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние  годы резко увеличилось число  «трудных детей». «Трудные» дети более  возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфальтивные, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут самозабвенно играть.

Одним из симптомов  переживаемого ребенком эмоционального неблагополучия является аффективное поведение деструктивного характера. В онтогенезе аффекты - это наиболее ранняя и примитивная форма эмоционального реагирования инстинктивной природы. Аффективность, ярко проявляясь на начальном этапе развития ребенка (в виде плача, крика и т.п.), затем существенно изменяется под влиянием условий воспитания, постепенно уступая место другим эмоциональным явлениям: собственно эмоциям и чувствам. Однако, в дошкольном возрасте аффективное поведение остается достаточно выраженным, являясь "аварийным" способом разрешения ситуаций, чрезвычайно энергоемким, а главное - деструктивным по своему влиянию на отдельные психические процессы, сознание ребенка в целом. Выраженная склонность ребенка к аффективному реагированию делает его поведение неадаптивным, разбалансированным, дисгармоничным (А.Д.Кошелева, 1992, 1995; В.В.Лебединский, 1990; М.З.Неймарк, 1965 и др.).

Причинами увеличения «трудных» детей являются внешние  факторы, такие как:

- бесконечный  просмотр телепередач. Мало того, что дети находятся у экранов телевизоров часами. Но они смотрят мультики, фильмы, которые не обогащают детей ни нравственно,  ни духовно.

Эти передачи не вселяют в детей ничего хорошего, красивого , а наоборот делают детей  жестокими, злыми , учат непристойным выражениям.

- длительное пребывание в детском саду.

- наметившийся  кризис в семье.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую  роль в формировании «трудностей» в  поведении ребенка играет семья, личность родителей.

Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. В ряде работ подчеркивается, что именно особенности родительско-детских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют базовое значение для психического и духовного развития ребенка (Дж.Боулби, 1957, 1973, А.Д.Кошелева, 1992, 1995,

Аффектогенную роль у детей младшего дошкольного  возраста может играть ситуация разлуки  с матерью в связи с поступлением ребенка в детское дошкольное учреждение. Особенно серьезным испытаниям, с этой точки зрения, подвергается эмоциональная сфера детей трехлетнего возраста - известного в психологии кризисного периода развития.

Можно предположить, что дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и  нормализация его приведет к исчезновению трудностей. Поэтому необходимо:

- определить  условия полноценного психического  развития в каждом возрасте;

- определить  в чем специфика развития детей  с трудностями в поведении;

  • разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития «трудных детей».

 Гипотеза  — Если систематически проводить  с детьми работу, то можно помочь  им частично выйти из аффективного  состояния.

Объект —  поведение детей дошкольного  возраста

Предмет — аффективное  поведение и приемы его коррекции

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников.

Задачи исследования:

    1. На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста

2. Изучить коррекционные  методики выхода из аффективного  состояния

3. Проанализировать  особенности поведения детей  группы

4. Разработать  систему выхода детей из аффективного  состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Методы:

  • наблюдение
  • беседа с родителями, воспитанниками
  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
  • изучение детских работ

Экспериментальная работа проводилась на территории АНО  «Мир детства» Центр развития детей филиал «Сказка» в старшей группе «Парус» (13 человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

 

Глава 1. Психолого–педагогические особенности  детей с трудностями  в поведении

1.1. Девиантное  поведение и его формы

Отклонения поведения  от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся.

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

Девиантное поведение  — почти всегда результат неправильного  воспитания. Неправильное воспитание — это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное.

Приведем пример чрезмерного  воспитания, или так называемой неумеренной  опеки. Ребенок живет в благополучной, зажиточной семье. Он единственный наследник, его постоянно ласкают, опекают, находят у него всякие таланты. При этом он растет неумелым, несамостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эгоист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Неизбежно возникает девиантное поведение, результат которого нетрудно предсказать — истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия. Он надолго останется инфантильным и вступит в жизнь с трудным, неуживчивым характером. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь.

Другой весьма распространенный пример — недостаточного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.

Во взрослую жизнь такой  ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет  отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

Естественная реакция  у каждого ребенка своя. Она  обусловлена пониманием ситуации (прошлым  опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся — для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Сегодня часто высказывается  мнение, что ребенку необходима почти  не ограниченная свобода в его  развитии. Тогда, мол, он вырастает свободной, раскрепощенной личностью. При этом обычно ссылаются на теорию свободного воспитания и ее якобы положительные результаты — формирование творческой личности. Корни такого воспитания идут из так называемого "японского воспитания". Но родители и педагоги забывают очень важную вещь - это воспитание ориентировано на чужую ментальность. К тому же частенько родители не удосуживаются ознакомиться с полным вариантом. Самой известным является, конечно же, первая стадия - к ребенку в семье относятся: до 5 лет - как к Императору. Вот что это из себя представляет - "Ребенку разрешается все, кроме тех действий, что могут причинить вред ему или окружающим (т.е. пальцы в розетку засунуть не дадут). Для него нет запретов - только предупреждения: «Испачкаешься», «Горячо», «Сломаешь». Если ребенок в результате своих действий поранился, сделал себе больно или что-то в этом духе, то мать просит у него прощение за то, что не доглядела. Даже если инцидент произошел после того как чадо предупредили о возможных последствия его действий. Японские дети крайне мало плачут - потому, что родители стараются удовлетворить все их капризы".

Но! Так продолжается только до достижения 5-ти летнего возраста.

В 5-6 лет ребенок переходит  в статус "Раба", ему начинают преподавать правила поведения. Ребенка учат поведению в тех или иных ситуациях, согласно принятым у японцев правилам. Поступить против этих правил или иначе – значит потерять лицо.

За проступки ребенка  наказывают. Но не так как у нас  или в Европе: его редко ругают и повышают голос, еще реже подвергают телесным наказаниям. Для японских детей есть наказание страшнее: это угроза что его выгонят из дома, что его поступок заставит отвернуться от него его «группу» или она его засмеет. Именно период с 5 до 15 превращает избалованных деток в тех законопослушных японцев, которые так восхищают мировую общественность.

И, наконец, третий этап -  "Равный". Когда ребенку  исполняется 15 лет, если считают достаточно взрослым и ответственным, чтоб он мог  принимать самостоятельные решения  и полностью за них отвечать.

К тому же, ребенок, пребывающий в статусе "императора" четко знает, что в 5 лет вся  эта "лафа" закончится. Когда же эту японскую систему пытаются "натянуть" на наших детей, им почему то забывают об этом рассказать. И результаты получаются плачевные -  после 5 лет, а впоследствии в школе и юношестве вырастает эгоистичная, инфантильная личность, совершенно не желающая считаться с окружающими, и в том числе родителями.

Посему нужно  внимательно изучить вопрос и  подготовить к нему ребенка, уж коли вы решили воспитывать его в ментальности другой страны.

Намного результативнее не предоставлять ребенку полную свободу, а правильно руководить его воспитанием. Нужно устранять  излишние препятствия, мешающие неопытному ребенку адаптироваться к жизни. Каждому хорошо известно, что ребенок, не обладающий еще ни развитым умом, ни опытом жизни самостоятельно не постигнет всей ее сложности.

В какие же сложные  ситуации попадает ребенок, что особенно травмирует его? Это прежде всего  обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над его родителями и близкими, над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтная ситуация в семье - родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует.

Девиантное  поведение не так опасно нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Вот почему коррекция поведения не пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью, тем более что ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.

Информация о работе Аффективное поведение детей и приемы его коррекции