Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа
В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). [13]
Возраст испытуемых - 5-6 лет.
Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценки результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
· Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.
· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) [24]
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов
· Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов.
· Средний уровень агрессивности --4-6 баллов.
· Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов.
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности |
||||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный |
||||
1. |
Костя А. |
5 |
|||||
2. |
Тимур Р. |
11 |
|||||
3. |
Аня Б. |
13 |
|||||
4. |
Виктор З. |
13 |
|||||
5. |
Игорь К. |
16 |
|||||
6. |
Катя Л. |
7 |
|||||
7. |
Коля Л. |
10 |
|||||
8. |
Артем Т. |
17 |
|||||
9. |
Никита П. |
10 |
|||||
10. |
Андрей П. |
11 |
|||||
11. |
Кирилл Р. |
5 |
|||||
12. |
Ксюша С. |
11 |
|||||
13. |
Аня С. |
13 |
|||||
14. |
Герман Х. |
7 |
|||||
ИТОГО |
2 ребенка 14,29% |
4 ребёнка 28,57% |
6 детей 42,86% |
2 ребёнка 14,29% |
|||
Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
2) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности |
||||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышен-ный |
||||
1. |
Костя А. |
4 б. |
|||||
2. |
Тимур Р. |
4 б. |
|||||
3. |
Аня Б. |
3 б. |
|||||
4. |
Виктор З. |
6 б. |
|||||
5. |
Игорь К. |
3 б. |
|||||
6. |
Катя Л. |
2 б. |
|||||
7. |
Коля Л. |
2 б. |
|||||
8. |
Артем Т. |
8 б. |
|||||
9. |
Никита П. |
4 б. |
|||||
10. |
Андрей П. |
3 б. |
|||||
11. |
Кирилл Р. |
2 б. |
|||||
12. |
Ксюша С. |
4 б. |
|||||
13. |
Аня С. |
5 б. |
|||||
14. |
Герман Х. |
6 б. |
|||||
ИТОГО: |
3 ребёнка 21,43% |
7 детей 50% |
3 ребёнка 21,43% |
1 ребенок 7,14% |
|||
Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.
3) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.
Ф.И. |
Компоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
И т о г |
|
Костя А. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
7 |
||
Тимур Р. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
||
Аня Б. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
||
Виктор З. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
11 |
||
Игорь К. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
||
Катя Л. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
||
Коля Л. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
||
Артем Т. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
||
Никита П. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
6 |
||
Андрей П. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 |
||
Кирилл Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
||
Ксюша С. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
||
Аня С. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
||
Герман Х. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
||
4) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):
Таблица 4 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности |
||||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышен-ный |
||||
1. |
Костя А. |
9 б. |
|||||
2. |
Тимур Р. |
8 б. |
|||||
3. |
Аня Б. |
3 б. |
|||||
4. |
Виктор З. |
9 б. |
|||||
5. |
Игорь К. |
1 б. |
|||||
6. |
Катя Л. |
6 б. |
|||||
7. |
Коля Л. |
4 б. |
|||||
8. |
Артем Т. |
11 б. |
|||||
9. |
Никита П. |
7 б. |
|||||
10. |
Андрей П. |
2 б. |
|||||
11. |
Кирилл Р. |
5 б. |
|||||
12. |
Ксюша С. |
6 б. |
|||||
13. |
Аня С. |
1 б. |
|||||
14. |
Герман Х. |
8 б. |
|||||
ИТОГО: |
4 ребёнка 28,57% |
4 детей 28,57% |
5 детей 35,71% |
1ребенок7,14% |
|||
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними