Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа
В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
22. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.
23. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.
24. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
25. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.
26. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.
27. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2007.
28. Краткий психологический
29. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программы
эмоционального развития детей
дошкольного и младшего
30. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112.
31. Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: Просвещение, 1990.
32. Лазурс, Р.С. Теория стресса и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. - Л., 1990.
33. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.
34. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6.
35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: Просвещение, 1989.
36. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.
37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.
38. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.
39. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2.
40. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Тривола, 1995.
41. Психологические механизмы
42. Психология формирования и развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1981.
43. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.
44. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности
в современной зарубежной
45. Смирнова, Е.О. Психологические особенности
и варианты детской
46. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.
47. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.
48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин, 2006.
49. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность:
100 ответов на родительское
50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1986.
51. Эмоциональное здоровье вашего ребенка [Текст] / Под ред. Жилина К.Д. - М., 2008. - 257 с.
Приложение 1
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
ВОПРОС |
ОТВЕТЫ агрессивных детей |
ОТВЕТЫ неагрессивных детей |
|
1.Каких людей ты считаешь |
Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) |
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек) |
|
2.Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным |
Дрался, ударил бы (83% мальчиков, 27% девочек), Обрызгала, испачкала (36% девочек) |
Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек) Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек) |
|
3.Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным |
Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек) Убежала бы(36% девочек) |
Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек) |
|
4.Считаешь ли ты себя |
Нет - 88% мальчиков, 54% девочек Да - 12% мальчиков, 46% девочек |
Нет - 92% мальчиков, 100% девочек Да - 8% мальчиков |
|
Приложение 2
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребёнка |
Почему ребёнок так поступает |
|
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка |
«Прекрати!» «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка. |
Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время. |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
|
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал. |
Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно. |
Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера. |
|
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим. |
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях. |
Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом. |
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей. |
|
Приложение 3
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
4.Иногда ему без всякой
Да____________________________
Нет___________________________
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Да____________________________
Нет___________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он не прочь подразнить
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется,
что кто-то над ним
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да____________________________
Нет___________________________
11. В ответ на обычные
Да____________________________
Нет___________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да____________________________
Нет___________________________
13. Воспринимает себя как
Да____________________________
Нет___________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да____________________________
Нет___________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да____________________________
Нет___________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да____________________________
Нет___________________________
17. Старается общаться с младшими и физически
более слабыми.
Да____________________________
Нет___________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да____________________________
Нет___________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
Да____________________________
Нет___________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит
лучше всех.
Да____________________________
Нет___________________________
Приложение 4
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек - Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу по
телевизору ты смотришь с
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой вариант.
Приложение 5
Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)
Фрагменты:
Рассерженный «впадает в бешенство».
Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
Ведет себя подобно «настороженному животному».
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
Портит общественную и личную собственность.
Негативно относится к замечаниям.
Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними