Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа
В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Беседа по мультфильму. Вопросы:
-- Легко ли было смотреть
-- О чем он?
-- Вспомните персонажей, какие они по характеру?
-- Какие поступки они совершают?
-- Хотелось ли вам иметь таких друзей?
-- Чем закончился мультфильм?
Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все живут дружно, помогают друг другу.
Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю сделать подарок своему другу -- нарисовать дружбу. (Дети самостоятельно выбирают изоматериалы, после окончания рисования работы оставляем для просушивания.)
Ведущий приглашает детей в круг.
В начале нашей встречи мы передали улыбки друг другу. Они очень много значаит, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться -- положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба! [36]
Тренинг «Пойми меня!» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: личностное развитие ребенка.
Задачи: формировать позитивное отношение к своему «Я»; развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение; развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их.
Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.
Материалы: изоматериалы (бумага, краски, карандаши, фломастеры); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по количеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.
Ведущий. (Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей.) Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей.) Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.
-- Поднимите руки те, кто любит конфеты.
-- А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.
-- Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.
-- Подойдите к столу те, кто любит рисовать.
Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскрасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то, что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют, фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).
Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе что-то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусы, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе.)
Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу.) На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения.)
Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других? (Обсуждение вопроса.)
Ведущий ставит в середине круга стул.
Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью.) Это трон. Мне очень хочется, чтобы на троне сегодня оказался Петя. (Ребенок, о котором говорили плохо.) А мы все вместе подумаем, чем хорош Петя. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне.)
Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Пете. Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.
Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске.(Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки.)
Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе -- теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Пете. До свидания! [34]
Представим далее практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения:
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребёнка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11.Учить брать
12. Родителям уделять больше
внимания своим детям, стремиться
к установлению с ними теплых
отношений, а на определенных
этапах развития сына или
Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми [39].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Общее в работе с агрессивными
детьми основано на повышении
принятия себя и других, что
способствует снижению
2. Важнейшим условием
3. Профилактическая работа с
семьёй агрессивного ребёнка
предполагает восстановления
2.3 Примерная программа работы
с детьми по профилактике
После проведения констатирующего этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей как способам общения детей друг с другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Нами была разработана примерная программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения.
В основу данной программы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры», М., 1999, автор - Минаева В.М. [38]
Приведенные ниже занятия рекомендуется проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями.
Цель данных занятий:
· знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;
· учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);
· учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;
· учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;
· формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);
· формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение;
· развивать эмпатию.
Занятие 1. Радость.
Дети! Вам бывает грустно или весело? А как узнать - плохо или хорошо вашему другу? Да, у человека может быть хорошее или плохое настроение, и это видно по выражению лица человека.
Сегодня на занятии мы попробуем разобраться в том, что ощущаем мы сами, и что чувствуют ваши друзья.
Разное настроение можно отразить и в музыке. Русский композитор П.И.Чайковский написал несколько произведений о кукле. В каждом из этих произведений он рассказал о разных чувствах. Сейчас мы послушаем одно из них. Я пока не скажу, как оно называется. А вас попрошу не просто слушать, а попробовать понять, о каких чувствах хотел рассказать композитор звуками, что хочется делать под эту музыку, что вы ощущаете. Если хотите, можете закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на музыке - (звучит пьеса П.И.Чайковского “Новая кукла”).
После прослушивания пьесы детей просят вспомнить, о чем они думали, когда слушали музыку, что чувствовали. Да, композитор хотел рассказать о радости, которую испытывала девочка, когда ей подарили новую куклу. Пьеса так и называется: “Новая кукла”. Дети! Представьте себе, что каждому из вас подарили новую игрушку: девочкам куклу, а мальчикам машину или робота. Наверное, это очень приятно - получить новую игрушку. Обращаюсь к нескольким детям: что вы испытываете, получив в подарок игрушку? Да, это радость.
Чувство радости можно показать не только музыкальными звуками, но и движением, а также выражением лица.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Им предлагается сказать друг другу какие-то хорошие, добрые слова. Психолог обращается к рядом стоящему ребенку и говорит: “Я рада тебя видеть!”, а затем каждый ребенок говорит рядом стоящему какой-либо комплимент.
А теперь давайте ваше чувство радости покажем в танце. Попробуйте сочинить свой танец. Сначала девочки исполнят свой танец, а мальчики будут внимательно наблюдать, какие лица у девочек, что они выражают. А потом мальчики станцуют свой танец ощущения радости, а девочки по их лицам будут судить, радостно ли мальчикам. Психолог делает акцент на то, что каждый ребенок во время танца выражал свою радость по-своему. Как вы думаете, отчего зависит, как человек выражает свою радость? Объясняю, что степень радости зависит и от события, и от других особенностей.
Подумайте, когда нам бывает радостно? (Приблизительные ответы детей: “Когда приходит мама”, “Когда праздник”, “Когда получаешь подарок”).
Затем дети встают в круг. Психолог обращает внимание детей на мягкий, из ярких ниток, мячик, и предлагает детям дать свое определение радости, а затем передать мячик своему соседу. (Например: радость - это пение птиц и шум моря, и т.д.).
Как вы думаете, какое чувство противоположно чувству радости? Да, это горе, - давайте вспомним сказки, где герои испытывают горе (“Волк и семеро козлят”, “Лиса и заяц” и др.).
Когда герои этих сказок переживали горе? (Когда с ними происходило что-то страшное. Зайчика из собственной избушки выгнала лиса, и он остался без дома. К козлятам залез волк и съел их. Мама-Коза испытала горе, когда узнала, что произошло).
Как герои этих сказок боролись, справляясь со своим горем? (Зайчик попросил помощи у зверей, Мама-Коза пошла спасать своих деток).
Дети! Как звери узнали, что у зайчика горе? (Он плакал). Предлагаю детям показать на своем лице то чувство горя, которое испытал зайчик. (Вызываю 2-3-х детей).
Ребята! Послушайте отрывок произведения
К. И. Чуковского “Федорино горе”. (Читается
отрывок произведения, в котором описывается,
как Федора переживает уход посуды. Затем
- отрывок, где описывается радость Федоры).
Вопрос к детям: “Какие эмоции испытывает
Федора, когда от нее уходит посуда, и когда
посуда к ней возвращается?” (
На доску вывешиваются два панно с изображением детских лиц с разным эмоциональным состоянием: горя, радости, удивления, любознательности и рисунки гномов с пустыми кружочками вместо лиц.
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними