Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

31. Я требую, чтобы люди  уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих  родителей.

33. Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того, чтобы  их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда  бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  на него внимания.

37. Хотя я и не  показываю этого, иногда меня  гложет зависть.

38. Иногда мне кажется,  что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь,  я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы  мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи,  даже если кто-нибудь ударит  меня.

42. Когда получается  не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают  меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда  не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать  все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много  такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я  никогда не проявлял вспышек  гнева.

50. Я часто чувствую  себя, как пороховая бочка, готовая  взорваться.

51. Если бы все знали,  что я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым не легко  ладить.

52. Я всегда думаю  о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня  кричат, я начинаю кричать в  ответ.

54. Неудачи огорчают  меня.

55. Я дерусь не реже  и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить  случай, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной  несправедливо.

59. Раньше я думал,  что большинство людей говорит  правду, но теперь я в это  не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю  неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты  своих прав мне надо применять  физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу  по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить  человека на место, даже если он того заслуживает.

67.Я часто думаю,  что жил неправильно.

68.Я знаю людей, которые  способны довести меня до драки.

69. Я не разражаюсь  из-за мелочей.

70. Мне редко приходит  в голову, что люди пытаются  разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто  угрожаю людям, хотя и не  собираюсь приводить угрозы в  исполнение.

72. В последнее время  я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь  скрывать плохое отношение к  людям.

75. Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка опросника  Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных  и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 «нет» - № 9, 17, 41

2. Косвенная агрессия:

«да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63 «нет» - № 10, 26, 49 .

3. Раздражение:

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» -№ И, 35, 69

4. Негативизм:

«да»-№4, 12,20,23,36

5. Обида:

«да» - № 5, 13,21,29,37,51,58 «нет» -№ 44

6. Подозрительность:

«да» - № 6, 14, 22, 30,38, 45, 52, 59 «нет» -№ 65, 70

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73 «нет» - № 39, 66, 74, 75

8. Угрызение совести,  чувство вины:

«да» - № 8, 16„24, 32..40, 47, 54, 61, 67

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ФРЕЙБУРГСКАЯ АНКЕТА

Ф.И.О__________________________________________________

Пол____________________________________________________

Возраст_________________________________________________

Место работы родителей___________________________________

Инструкция к этой анкете предлагает обвести кружком  «да», если этот ответ на соответствующий  вопрос имеет к подростку отношение, и «нет», если вопрос его не, касается. Анкета содержит следующие вопросы:

1. Я знаю, что ребята  за моей спиной говорят обо  мне плохо.

2. Я редко даю сдачу,  когда меня бьют.

3. Я быстро теряю  самообладание, однако также быстро  успокаиваюсь.

4. Если мне при размене  денег дают на один рубль больше, и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести.

5. Я могу так рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд.

6. Честно говоря, мне  иногда доставляет удовольствие  мучить других.

7. Если по отношению  ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.

8. Я верю в то, что  за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим  и действую.

9.Если грубо обращаются  к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании.

10.У меня иной раз бывают трудности с родителями.

11. Собака, которая не  слушается, заслуживает удара.

12. С ребятами, которые  любезнее, чем я мог ожидать,  я держусь осторожно.

13. Если я должен  для защиты своих прав применить  физическую силу, то я так и  делаю.

14. У меня часто бывают разногласия с другими.

15. Мне кажется, что  большая часть дурных поступков  однажды будет наказана.

16. Когда я разъяренный,  я охотно освобождаюсь от этого  состояния во время физической  работы.

17. Раньше я иногда  очень охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д..

18. Иногда я себе  представляю, какие ужасы должны  были бы произойти с теми, кто  ко мне несправедлив.

19. Я могу припомнить, что однажды был так рассержен,  что взял первую оказавшуюся  под рукой вещь и разорвал или разбил ее.

 

Для получения дополнительных данных о личностных особенностях испытуемых в ходе исследования использовались также биографические анкеты, которые  дали в основном качественную информацию о детях.

Одновременно в процессе работы мы применяли и специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного, опросника.

На каждый вопрос опросника  здесь можно дать один из пяти вариантов  ответа, каждый из которых оценивается  в баллах:

5 - Да;

4 - Скорее, да, чем нет;

3 - Трудно сказать, как бы поступил;

2 - Скорее, нет, чем  да;

 

 

 

 

ТЕСТ СКЛОННОСТИ К  РИСКУ

Ф.И.О__________________________________________________

Пол____________________________________________________

Возраст_________________________________________________

Место работы родителей___________________________________

Просим Вас поставить плюс ( + ) в одной из пяти граф предложенного

опросника,

 

               

                     Вопросы

Ответы

Да

Скорее, да, чем нет

Трудно сказать, как  бы поступил

Скорее, нет, чем да

Нет

1.

Превысили бы Вы установленную  скорость, чтобы быстрее оказать  помощь тяжелобольному человеку?

 

 

 

 

 

2.

Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

 

 

 

 

 

3.

Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час?

 

 

 

 

 

4.

Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку (например, во время  турпохода)?

 

 

 

 

 

5.

Вошли бы Вы вместе с укротителем  в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

 

 

 

 

 

6.

Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

 

 

 

 

 

7.

Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную  трубу?

 

 

 

 

 

8.

Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

 

 

 

 

 

9.

Могли бы Вы совершить  автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

 

 

 

 

 


 

 

 

Приложение 

 

Таблица 1 Проявление различных форм агрессивности у подростков 10 -15 лет№ п/п

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

1.

10-11- летние

49

32

44

45

2.

12-13- летние

56

58

51

64

3.

14-15- летние

61

51

72

65


 

 

 

Таблица 2

Проявление различных  форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения

№ п/п

Социальные слои

Форма агрессивного поведения,

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

 

         1

2

3

4

5

1

Из рабочей среды

70

45

50

30

2

Из среды строителей

65

55

60

40

3

Из среды сельских тружеников

67

60

65

20

4

Из среды малоквалифицированных

30

65

75

50

5

Из среды служащих «среднего звена»

40

45

75

60

6

Из среды

руководящих работников

60

67

35

90

 

       1

2

3

4

5

7

Из среды торговых

работников 

20

30

25

10

8

Из среды интеллигенции 

25

40

55

80


 

 

Таблица 3 Проявление различных  форм агрессивного поведения у подростков-мальчиков

№ п/п

Формы агрессивности

Возраст мальчиков

10-11лет

12-13лет

14-15лет

1

Физическая

70%

59%

61%

2

Косвенная

40%

49%

39%

3

Вербальная

62%

52%

81%

4

Негативизм

68%

69%

82%


 

 

Таблица 4

Проявление различных  форм агрессивного поведения у подростков-девочек

№ п/п

Формы агрессивности

Возраст девочек

10-11

12-13

14-15

1

Физическая

30%

38%

56%

2

Косвенная

25%

41%

59%

3

Вербальная

38%

49%

60%

А

Негативизм

36%

62%

52%


 

 

 

Таблица 5 Проявление различных  форм агрессивного поведения у мальчиков  и девочек подросткового возраста

№ п/п

Формы агрессивности

Возраст и пол подростка

10 -11-лет

мальчики

12-13лет мальчики/ девочки

14-15 лет

мальчики

1

Физическая 

70/30

59/38

161/59

2

Косвенная

40/25

49/41

39/59

3

Вербальная

62/38

52/49

81/60

4

Негативизм

 

69/62

82/52


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С.  Практическая психология. - Екатеринбург. 1998.

2. Алиев X. М. Методическое руководство по антистрессовой подготовке психологов, профориентаторов и социальных работников. Система психофизиологической саморегуляции. - СПб.. 1999.

3. Алмазов Б. Н. Психологическая  средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

4. С Аникеева  Н.П.  Психологический климат в коллективе. - М., 1989. Антология современного психоанализа. - М., 2000. - Т. 1.

5. Ануфриев А. Ф., Костромина  С.Н. Как преодолеть трудности  в обучении детей. - М., 1998.  Бадмаев  С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.

6. Байярд Р. Т., Байярд  Д. Ваш беспокойный подросток:  Практическое руководство для  отчаявшихся родителей. - М., 1991. «Бандура  А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания  и семейных отношений. - М., 1999.

7. Башкатов И. П.  Психология групп несовершеннолетних  правонарушителей: Социально-психологические  особенности. - М., 1993. -Беличева С.  А. и др. Психосоциальная коррекция  и реабилитация несовершеннолетних  с девиантным поведением. - М., 1999.

Информация о работе Агрессивность