Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа
Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.
Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается
не по-моему, я иногда
43. Иногда люди раздражают
меня просто своим
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь со злости.
61. Когда я поступаю
неправильно, меня мучает
62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов,
которые хотели бы мне
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67.Я часто думаю, что жил неправильно.
68.Я знаю людей, которые
способны довести меня до драки
69. Я не разражаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.
1. Физическая агрессия:
«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 «нет» - № 9, 17, 41
2. Косвенная агрессия:
«да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63 «нет» - № 10, 26, 49 .
3. Раздражение:
«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» -№ И, 35, 69
4. Негативизм:
«да»-№4, 12,20,23,36
5. Обида:
«да» - № 5, 13,21,29,37,51,58 «нет» -№ 44
6. Подозрительность:
«да» - № 6, 14, 22, 30,38, 45, 52, 59 «нет» -№ 65, 70
7. Вербальная агрессия:
«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73 «нет» - № 39, 66, 74, 75
8. Угрызение совести, чувство вины:
«да» - № 8, 16„24, 32..40, 47, 54, 61, 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФРЕЙБУРГСКАЯ АНКЕТА
Ф.И.О_________________________
Пол___________________________
Возраст_______________________
Место работы родителей_____________________
Инструкция к этой анкете предлагает обвести кружком «да», если этот ответ на соответствующий вопрос имеет к подростку отношение, и «нет», если вопрос его не, касается. Анкета содержит следующие вопросы:
1. Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо.
2. Я редко даю сдачу, когда меня бьют.
3. Я быстро теряю
самообладание, однако также
4. Если мне при размене денег дают на один рубль больше, и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести.
5. Я могу так рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд.
6. Честно говоря, мне
иногда доставляет
7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.
8. Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую.
9.Если грубо обращаются
к кому-нибудь из моих друзей,
то мы вместе думаем о
10.У меня иной раз бывают трудности с родителями.
11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара.
12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно.
13. Если я должен
для защиты своих прав
14. У меня часто бывают разногласия с другими.
15. Мне кажется, что
большая часть дурных
16. Когда я разъяренный,
я охотно освобождаюсь от
17. Раньше я иногда очень охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д..
18. Иногда я себе
представляю, какие ужасы
19. Я могу припомнить,
что однажды был так рассержен,
Для получения дополнительных данных о личностных особенностях испытуемых в ходе исследования использовались также биографические анкеты, которые дали в основном качественную информацию о детях.
Одновременно в процессе работы мы применяли и специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного, опросника.
На каждый вопрос опросника здесь можно дать один из пяти вариантов ответа, каждый из которых оценивается в баллах:
5 - Да;
4 - Скорее, да, чем нет;
3 - Трудно сказать, как бы поступил;
2 - Скорее, нет, чем да;
ТЕСТ СКЛОННОСТИ К РИСКУ
Ф.И.О_________________________
Пол___________________________
Возраст_______________________
Место работы родителей_____________________
Просим Вас поставить плюс ( + ) в одной из пяти граф предложенного
опросника,
№ |
Вопросы |
Ответы | ||||
Да |
Скорее, да, чем нет |
Трудно сказать, как бы поступил |
Скорее, нет, чем да |
Нет | ||
1. |
Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку? |
|
|
|
|
|
2. |
Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника? |
|
|
|
|
|
3. |
Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час? |
|
|
|
|
|
4. |
Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку (например, во время турпохода)? |
|
|
|
|
|
5. |
Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? |
|
|
|
|
|
6. |
Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой? |
|
|
|
|
|
7. |
Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу? |
|
|
|
|
|
8. |
Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь? |
|
|
|
|
|
9. |
Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии? |
|
|
|
|
|
Приложение
Таблица 1 Проявление различных форм агрессивности у подростков 10 -15 лет№ п/п |
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % | |||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | ||
1. |
10-11- летние |
49 |
32 |
44 |
45 |
2. |
12-13- летние |
56 |
58 |
51 |
64 |
3. |
14-15- летние |
61 |
51 |
72 |
65 |
Таблица 2
Проявление различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения
№ п/п |
Социальные слои |
Форма агрессивного поведения, | |||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Из рабочей среды |
70 |
45 |
50 |
30 |
2 |
Из среды строителей |
65 |
55 |
60 |
40 |
3 |
Из среды сельских тружеников |
67 |
60 |
65 |
20 |
4 |
Из среды малоквалифицированных |
30 |
65 |
75 |
50 |
5 |
Из среды служащих «среднего звена» |
40 |
45 |
75 |
60 |
6 |
Из среды руководящих работников |
60 |
67 |
35 |
90 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
7 |
Из среды торговых работников |
20 |
30 |
25 |
10 |
8 |
Из среды интеллигенции |
25 |
40 |
55 |
80 |
Таблица 3 Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков-мальчиков
№ п/п |
Формы агрессивности |
Возраст мальчиков | ||
10-11лет |
12-13лет |
14-15лет | ||
1 |
Физическая |
70% |
59% |
61% |
2 |
Косвенная |
40% |
49% |
39% |
3 |
Вербальная |
62% |
52% |
81% |
4 |
Негативизм |
68% |
69% |
82% |
Таблица 4
Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков-девочек
№ п/п |
Формы агрессивности |
Возраст девочек | ||
10-11 |
12-13 |
14-15 | ||
1 |
Физическая |
30% |
38% |
56% |
2 |
Косвенная |
25% |
41% |
59% |
3 |
Вербальная |
38% |
49% |
60% |
А |
Негативизм |
36% |
62% |
52% |
Таблица 5 Проявление различных
форм агрессивного поведения у мальчиков
и девочек подросткового
№ п/п |
Формы агрессивности |
Возраст и пол подростка | ||
10 -11-лет мальчики |
12-13лет мальчики/ девочки |
14-15 лет мальчики | ||
1 |
Физическая |
70/30 |
59/38 |
161/59 |
2 |
Косвенная |
40/25 |
49/41 |
39/59 |
3 |
Вербальная |
62/38 |
52/49 |
81/60 |
4 |
Негативизм |
69/62 |
82/52 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург. 1998.
2. Алиев X. М. Методическое руководство по антистрессовой подготовке психологов, профориентаторов и социальных работников. Система психофизиологической саморегуляции. - СПб.. 1999.
3. Алмазов Б. Н. Психологическая
средовая дезадаптация
4. С Аникеева Н.П.
Психологический климат в
5. Ануфриев А. Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. - М., 1998. Бадмаев
С. А. Психологическая коррекци
6. Байярд Р. Т., Байярд
Д. Ваш беспокойный подросток:
Практическое руководство для
отчаявшихся родителей. - М., 1991. «Бандура
А., Уолтере Р. Подростковая
7. Башкатов И. П.
Психология групп