Агрессия подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности агрессивного поведения у подростков.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи:
Дать определение понятию агрессивности;
Дать общую характеристику подросткового возраста, описать особенности поведения подростков;
уровня агрессии в поведении Басса-Дарки;
Разработать коррекционные упражнения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как психологический феномен.
1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
Глава 2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
Общая характеристика подросткового возраста
Агрессивное поведение у подростков.
Глава 3. Изучение и коррекция агрессивного поведения у подростков.
3.1. Методы психодиагностики по изучению агрессивного поведения у подростков.
3.2. Коррекционно-развивающие упражнения по предупреждению агрессивного поведения подростков.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Глава 1. Агрессия как психологический феномен.

  • 1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
  • 1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
  •      Глава 2. Специфика агрессии в подростковом возрасте

      1. Общая характеристика подросткового возраста
      2. Агрессивное поведение у подростков.

    Глава 3. Изучение и коррекция агрессивного поведения у подростков.

         3.1. Методы психодиагностики по изучению агрессивного поведения у подростков.

         3.2. Коррекционно-развивающие упражнения по предупреждению       агрессивного поведения  подростков.

        Заключение

        Список литературы

     

    Введение

    Одним из самых сложных  периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка  ранее сложившихся психологических  структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок.

    Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход  от детства к взрослости, где выпукло  переплетаются противоречивые тенденции  развития.

    В последнее время одной  из значительных проблем психологии признана проблема агрессивности взрослеющего поколения.

    Одним из симптомов является рост числа несовершеннолетних с  девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность.  Количество правонарушений, совершенных  подростками с каждым годом лишь увеличивается, а сами преступлений становится все более жесткими  и по юридическим меркам более  тяжкими.  С каждым годом появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных  формированиях политических организаций  экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению  с недавним прошлым, возросло число  тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и  фактов агрессивного поведения людей.

    Такое состояние подростковой среды можно во многом объяснить  социальной деформацией нашего общества. Изменения всей социальной структуры  общества, появление интенсивных  процессов расслоения населения  по имущественному признаку, по отношению  к различным формам собственности накладывают отпечаток на неокрепшие умы подростков. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

    Проблема  агрессивности  имеет  давнюю историю. Многие исследователи  в нашей стране и за рубежом  занимались проблемой агрессии, но к одному общему решению так и  не пришли в связи со сложностью и многогранностью проблемы. В  центре внимания исследователей оказались  такие аспекты проблемы: биологические  и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности  агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

    Согласно данным полученным в результате исследовательских  работ психологов, агрессивность  формируется преимущественно в  процессе ранней социализации в детском  и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

    Цель: изучить особенности агрессивного поведения у подростков.

    Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи:

    1. Дать определение понятию агрессивности;
    2. Дать общую характеристику подросткового возраста, описать особенности поведения подростков;
    3. уровня агрессии в поведении Басса-Дарки;
    4. Разработать коррекционные упражнения.

    Объект исследования: агрессия как психологический феномен.

    Предмет: подростковый возраст.

    Гипотеза: предполагаем, что  агрессивность – устойчивое состояние, свойственное подростковому возрасту.

    Методы  исследования: изучение научно-методической литературы, наблюдение, интервью с преподавателями, методика определения уровня агрессивности Басса-Дарки.

    Глава 1. Агрессия как психологический феномен.

    1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические    подходы.  Причины агрессии, ее виды и механизм действия.

           В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследований агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Однако  существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

    Выделим основные определения  агрессии в соответствии с основными  психологическими теориями и концепциями  агрессии и агрессивного поведения:

    Bender L. - Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

    Delgado H. - Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

    Паренс Г. -  Агрессия –  злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

           Все имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

    1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей  целью действовать агрессивно, но  «так пришлось» или «было необходимо  действовать». В данном случае  мотив существует, но он не  осознается. Преднамеренная агрессия  – это те действия, которые  имеют осознанный мотив – причинение  вреда или ущерба.

    2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая).  Р. Бэрон и Д.  Ричардсон  дают такое определение:  агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

    По мнению этих авторов:

    - агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

    -в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

    -жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  обращения с собой;

    Из отечественных психологов эту  точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева  и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

    В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что:

    - фрустрация всегда приводит  к агрессии в какой-либо форме; 

    - агрессия всегда является результатом  фрустрации.

  • Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
  • Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в  последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

    Таким образом, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, подводим итог:

     Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

       Данное определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием    для подобного поведения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 1.2.  Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
  • Склонность человека к  агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой  у животных и у человека существует врожденный  "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные  основы человеческого стремления к  разрушению, считая бесплодными попытки  приостановить этот процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

    Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

    Другой взгляд на происхождение  агрессивного поведения, а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное  поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы  существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

    Агрессивные действия рассматриваются  не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

    1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

    2. Наличие фрустрации.

    3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

    4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

    Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия –  неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

    Во – первых, различают  реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил  С. Фешбах, разграничив друг от друга  экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева  и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения  спокойствия не обязательно подвергается нападению.

     Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

    Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально  и социально мотивированную, можно  также говорить о своекорыстной  и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

             Среди форм  агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо  выделить следующие:

    1. Физическая агрессия (нападение)  – использование физической силы  против другого лица.

    2. Косвенная агрессия  – действия, как окольными путями  направленные на другое лицо (сплетни,  злобные шутки), так и ни на  кого не направленные взрывы  ярости (крик, топанье ногами, битье  кулаками по столу, хлопанье  дверьми и др.).

    3. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных  ответов (угрозы, проклятия, ругань).

    4. Склонность к раздражению  – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

    5. Негативизм – оппозиционная  манера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства.  Может нарастать от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся законов  и обычаев.

    Из форм враждебных реакций отмечаются:

    1. Обида – зависть и  ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь  мир за действительные или  мнимые страдания.

    2. Подозрительность –  недоверие и осторожность по  отношению к людям, основанные  на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.

    Информация о работе Агрессия подростков