Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа
Цель: изучить особенности агрессивного поведения у подростков.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи:
Дать определение понятию агрессивности;
Дать общую характеристику подросткового возраста, описать особенности поведения подростков;
уровня агрессии в поведении Басса-Дарки;
Разработать коррекционные упражнения.
Введение
Глава 1. Агрессия как психологический феномен.
1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
Глава 2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
Общая характеристика подросткового возраста
Агрессивное поведение у подростков.
Глава 3. Изучение и коррекция агрессивного поведения у подростков.
3.1. Методы психодиагностики по изучению агрессивного поведения у подростков.
3.2. Коррекционно-развивающие упражнения по предупреждению агрессивного поведения подростков.
Заключение
Список литературы
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
Глава 3. Изучение и коррекция агрессивного поведения у подростков.
3.1. Методы психодиагностики по изучению агрессивного поведения у подростков.
Экспериментальное исследование проводилось 7 декабря 2012 года, на базе МОУ СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области. В исследовании приняли участие 25 учащихся 8 «А» класса, 16 мальчиков и 9 девочек в возрасте 13-15 лет. Из 25 подростков 10 воспитываются в полных семьях, 13 – в неполных, один учащийся воспитывается бабушкой, и один учащийся находится на попечении опекунов.
Таблица 2 Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Имя ребёнка |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозри тельность |
Вербальная агрессия |
Угрызение совести и чувство вины |
1 |
Акиншин А. |
+ |
|||||||
2 |
Акиншина Э. |
+ | |||||||
3 |
Артамонова А. |
+ |
|||||||
4 |
Ахмадуллина Ю |
+ |
|||||||
5 |
Белко А. |
+ | |||||||
6 |
Габбасов А |
+ |
|||||||
7 |
Гулинян Н. |
+ |
|||||||
8 |
Захаров В. |
+ |
|||||||
9 |
Зинченко В. |
+ |
|||||||
10 |
Иванова В. |
+ |
|||||||
11 |
Игнатенко С. |
+ |
|||||||
12 |
Ирабаев Ф. |
+ |
|||||||
13 |
Киселева С. |
+ | |||||||
14 |
Копылов Е. |
+ | |||||||
15 |
Куликов А. |
+ |
|||||||
16 |
Майовский А. |
+ |
|||||||
17 |
Масленник А |
+ |
|||||||
18 |
Марченко Н. |
+ |
|||||||
19 |
Молодецов А. |
+ |
|||||||
20 |
Музафрова А. |
+ |
|||||||
21 |
НовченкоТ. |
+ |
|||||||
22 |
Степашин А |
+ |
|||||||
23 |
Тибчеев Р. |
+ |
|||||||
24 |
Усманов Р. |
+ | |||||||
25 |
Юльченко Д. |
+ |
|||||||
Всего детей |
6 |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
5 |
5 |
В результате анализа полученных данных высокий уровень физичес
Анализ показал, что только 5 человек из всех испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения. Лена С. (ИА) - 31; (ИВ) - 12, Вика А. (ИА) - 29; (ИВ) - 15, Надя Е. (ИА) - 26; (ИВ) - 11, Сергей Р. (ИА) - 26; (ИВ) - 14, Влад О. (ИА) - 29; (ИВ) - 6. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.
Высокие показатели
Таблица №2
Показатели |
Уровни |
|||
Высокий |
средний |
низкий |
||
Физическая Агрессия |
100% |
- |
- |
|
Косвенная Агрессия |
50% |
40% |
10% |
|
Раздражение |
40% |
60% |
- |
|
Негативизм |
50% |
20% |
30% |
|
Обида |
50% |
50% |
- |
|
Подозрительность |
75% |
25% |
- |
|
Вербальная Агрессия |
100% |
- |
- |
|
Чувство вины |
70% |
30% |
- |
3.1 Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Игнорирование актов агрессивного
поведения как способ предупреждения
и "снятия" агрессии вызывает сомнение
и даже настораживает. Обыденный
психолого-педагогический опыт, практика
психологического консультирования и
некоторые специальные
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение
девиантного поведения
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют
навыки совместной работы, поэтому
этому следует особое внимание, в
частности в рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции
агрессивности у детей и подростков принадлежит
семье, родителям. Однако велико значение
и педагогов, и, разумеется, психологов.
С целью профилактики негативного проявления агрессивного поведения предлагаем элементы коррекционно - развивающей программы, которые направлены на развитие навыков позитивного общения, умения взаимодействовать в группе.
Предлагаемые упражнения предназначены для работы с подростками с 10 до 15 лет. Работа проводится в группах с оптимальной численностью группы –10-12 человек; продолжительность занятий- 40 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю.
Программа рассчитана на 10 занятий на одну учебная четверть.
Структура занятий включает в себя
обязательный ритуал приветствия, разминку
и основное упражнение. Разминки и
ритуалы приветствия и прощания
выбираются в зависимости от состояния
группы и приоритетов ведущего. В
конце каждого занятия
Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.
Примерные темы и
упражнения для коррекционно-развивающих
занятий с учащимися
Тема: «Знакомство»
Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.
Ведущий рассказывает детям
о цели занятий, об их особенностях
и предлагает принять определенные
правила поведения на занятиях, особо
подчеркнув, что эти правила относятся
и к ведущему тоже. Каждое правило
обсуждается с детьми.
1. Добровольность участия при четком определении
своей позиции: не хочешь говорить или
выполнять задание — не делай этого, но
сообщи с помощью условного запрещающего
знака.
2. Не существует правильных
или неправильных ответов.
3. Не выносить информацию
за пределы круга. Не
4. Не лгать (можно просто промолчать).
5. Нельзя оценивать высказывания
другого человека, если он сам
не просит.
После того как обсуждены все пункты «контракта»,
ведущий обязан «торжественно обещать»
соблюдать эти правила и требует этого
же от подростков. Затем вывешивается
плакат с этими правилами, где каждый ставит
свою подпись. Этот плакат должен постоянно
быть перед глазами участников на всех
занятиях.
После этого исполняется ритуал начала занятий — общий знак или восклицание, напоминающие о заключенном «контракте».
Упражнение 1. «Визитка»
Ведущий. Каждый человек «подает» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в жизни. В течение 5–7 минут придумайте и напишите на своей визитке эту надпись.
Каждый зачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку. Потом проводится короткое обсуждение:
— о чем в основном говорят надписи;
— что мы хотим сообщить о себе другим людям?
В заключение ведущий показывает надпись на своей визитке.
Упражнение 2. «Зови меня...»
Участники образуют круг. Ведущий предлагает детям выбрать себе какое-нибудь имя, кличку, прозвище, какими они хотели бы называться в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом. Дети делают шаг в круг и повторяют это имя, сопровождая его жестом. После того как вся группа назовет свои новые имена, в центр выходит ведущий и представляется сам.
Упражнение 3. «Уверенный — наглый — робкий»
Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной — «уверенный», на другой — «наглый», на третьей — «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника — изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чем разница?
Домашнее задание
Ведущий. Придумай свой «запрещающий знак». Понаблюдай за окружающими, как они ведут себя, как обращаются друг с другом, когда проявляется грубость.
Тема: «Тропа доверия»
Цель: установить доверительные
внутригрупповые взаимоотношения.
Ритуал начала занятия.
Проверка домашнего задания. Принятие запрещающих знаков.
Ведущий рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает на сегодняшнем занятии поиграть в игру, которая так и называется: «Тропа доверия».
Правила игры:
— Все действия выполняются на время.
— Игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения свое.