Агрессия подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности агрессивного поведения у подростков.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи:
Дать определение понятию агрессивности;
Дать общую характеристику подросткового возраста, описать особенности поведения подростков;
уровня агрессии в поведении Басса-Дарки;
Разработать коррекционные упражнения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как психологический феномен.
1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
Глава 2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
Общая характеристика подросткового возраста
Агрессивное поведение у подростков.
Глава 3. Изучение и коррекция агрессивного поведения у подростков.
3.1. Методы психодиагностики по изучению агрессивного поведения у подростков.
3.2. Коррекционно-развивающие упражнения по предупреждению агрессивного поведения подростков.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и  оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

В самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так:  в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.

 

 

              Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста

    1. Основные психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст  – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с  возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к  взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым  ребенок не просто приобретал новый  социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя. 

Границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 – 8 классах средней школы  и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в  подростковый возраст может не совпадать  с переходом в 5-й класс и  происходить на год раньше или  позже.

Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления  происходит становление качественно  новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной  деятельности, содержания морально-этических  норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно  слышать такие разговоры: был  послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным  – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным  и решительным.

        Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

        Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.      

        Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается    в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений  и оценок.

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту  и содержанию сознания подросток  остается еще ребенком. Протестуя  против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении  прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового  возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей  формой сознательного отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в  то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность»)  своего бытия.

Актуальность этой темы в том,  что почти каждый подросток, во время   переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст –  самый короткий период жизни, но очень  важный. И важно без особых  травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее  психологическое приобретение подростка  – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением  которого является он сам. Обретая способность  погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и  юноша открывают целый мир  новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже  не как производные от каких-то внешних  событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная  информация нередко стимулирует  юношу к интроспекции, размышлению  о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие  своего внутреннего мира – очень  важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести  и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти.

Еще одна характеристика, относящаяся  к подростковому возрасту – это  большое значение, которое юноши  и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом  человек привыкает к своей  внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней  уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности  - умственные способности, волевые и  моральные качества, от которых зависят  успешная деятельность и отношения  с окружающими.

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет  одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Об этом и пойдет речь в следующей  главе.

 

    1.  Агрессивное поведение у подростков.

        Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

          Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его   близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем  не объяснимым.

В теориях возникновения  агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.

        Речь  вдет либо о преимущественно  биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических  медиаторов и функционального         состояния глубинных структур  мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные  поступки подростков, попадающие в  поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса, о  чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада  личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества  и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего  мира сопутствуют жестокой агрессии.       

Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек,       существуют возрастные периоды с  более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек  показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а  у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким  образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение  ее в прямой, открытой форме и  непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых  ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток  растет в семье, семья является почти  всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения  для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный  процесс, в котором участвуют  многие факторы. Агрессивное поведение  определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как  посредством прямых подкреплений, так  и путем наблюдения агрессивных  действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое  поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние  суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых  выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами  семьи. Подобные тенденции психологами  описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений  с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у  родителей. Когда дети вырастают  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье  не только повышает агрессивность его  поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в  жизненный стиль личности.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между  братьями и сестрами, а  также стиль семейного руководства. Дети, у         которых  в семье сильный разлад, чьи  родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к  агрессивному поведению. Один из самых  спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После  многолетних исследований    с использованием самых разнообразных  методов и приемов психологи  и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное  поведение. Представляется,   что  масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение  подростков. Однако сила его    остается неизвестной.

Информация о работе Агрессия подростков